Проект дачного домика «Мальвито»: особенности проектирования, чертежи, фото

Италия

Италия состояла из двух разных природных зон. Огромная равнина на севере, ограниченная с трех сторон Альпами и Апеннинами и открытая только с востока Адриатическому морю, с континентальным климатом и холодными зимами, была непригодной для средиземноморских сельскохозяйственных культур, например для оливковых деревьев, но, тем не менее, очень плодородной благодаря аллювиальной почве и жаркому дождливому лету. Остальная часть полуострова, климатически отделенная от северной равнины Апеннинами, которые протянулись от региона Генуи, где они смыкаются с лигурийской частью Альп, до Адриатического моря около Римини, покрыта средиземноморской растительностью. После долгой борьбы против лангобардских завоевателей византийская Италия обрела относительную стабильность внутри определенных границ. Она включала в себя провинцию Равенны, называемую экзархатом, герцогства Венеции и Пентаполиса, Лигурию, герцогства Перузии, Рима и Неаполя, а также области южной Италии.

Ограниченная с севера Эч и Тартаро (L’Etsch, Tartaro), а с запада — Панаро, которая проходит между Болоньей и Моденой, Адриатическим побережьем на востоке и Апеннинами на юге, территория экзархата (будущего папского Рима), названного по титулу византийского чиновника, экзарха, который управлял Италией и находился в Равенне, состояла из нескольких природных ландшафтов: труднопроходимые заболоченные устья Эч и По, защищаемые городами Адриа, Габеллум и Феррара; восточная Эмилия, хорошо орошаемая, богатая пшеницей, виноградом и фруктами, самым важным городом которой была Болонья; склон Апеннин и холмы перед ним, изрытые поперечными долинами, на которых не было важных городов; наконец, лагунный берег от подножья Карста до устья Изонцо и Римини, идущий вдоль болотистых пересыпей, где в лагунах располагались порты, ставшие один за другим жертвами заиления. Равенна, которая стала вместо Аквилеи резиденцией западных императоров, а затем готских королей, была столицей византийской Италии. Также как и ее военный порт Классис, располагавшийся в четырех километрах и разрушенный лангобардами (726 г.), Равенна, которую пересекали многочисленные каналы, находилась на берегу лагуны, сегодня засыпанной. С V до VIII вв. блистательная культура этого великого города имела важное влияние на искусство Италии и северных стран.

За время от середины VI в. до 1952 г. море отступило от Равенны на восемь километров, и речные наносы покрыли портовое оборудование столицы византийского экзархата Италии слоем, который утолщается на 12 см в течение ста лет. Исследования, проведенные специалистами по аэрофотосъемке, позволили обнаружить отпечатки древних очертаний города. Следует также обратиться к описанию, которое дает Прокопий: «Равенна, — пишет он, — расположена на плоской равнине, примерно в 350 м от побережья. Корабли не могут к ней приблизиться, потому что доступ преграждает длинная прибрежная полоса, которую можно пересечь только во время прилива. Город окружен со всех сторон рекой По и другими речками, которые его пересекают, по ним могут ходить корабли». Можно подумать, что речь идет о второй Венеции.

После того как Равенна была разрушена, ее место было занято Венецией. Маленькие острова, рассыпанные в вытянутой лагуне, которая простирается до севера Эч, сначала служили убежищем жителям близлежащих районов, которые спасались от гуннов Аттилы, а затем от лангобардов. Они обосновались в этом районе, столицей которого в VII в. была Ираклея, названная, вероятно, в честь византийского императора Ираклия, живя за счет рыбной ловли, каботажного плавания и добычи соли, основав затем перед устьем Бренты на четырех километрах суши Венецию, которая мало-помалу распространилась на сотни маленьких островков. Столица герцогства (с VIII в.), город становится крупным центром торговли между Востоком и Западом. Начиная с IX в. Венеция становится по отношению к Византии практически независимой в своих действиях, но сохраняет на протяжении нескольких веков тесную связь с Константинополем, что доказывает, например, архитектура и украшения собора Святого Марка. Деревня Градо, располагающаяся в одной из лагун, и ее маленький порт, находящийся у входа в дельту Изонцо, и западный берег полуострова Истрия с портом Триест, тесно связанные с Равенной, остаются византийскими землями вплоть до конца VIII в., а затем переходят под власть Каролингов.

На северо-западе Италии находится Лигурия, узкая прибрежная полоса между Винцимиллием и рекой Магрой, с севера защищаемая от ветров Альпами. Но это не изолированная территория, потому что доступный перевал (Пассо деи Джиови, 472 м) связывает ее с Северной Италией в той точке, где будет развиваться позже могущественный порт Генуя. Эта область избавляется от Византии к середине VII в.

Герцогство Перузия, между Тибром и Тразименским озером, несомненно, было самым маленьким византийским округом в Италии, но от этого его значение не становилось менее важным. Когда лангобарды наконец подчинили себе среднюю часть Фламиниевой дороги, основного пути между Римским дукатом и Равенной, византийцы сосредоточили все свои усилия на обороне Виа Америна (Непи, Орте, Амелия, Тоди, Перузия), которая позволяла им соединить Фламиниеву дорогу и море. Крепостями там были Каши, Пуцеоли, на высшей точке перехода через Апеннины, около Канциано (750 м), Губбио, Тадино, Америя, Орте, Бомарцо, Тоди. Перузия и ее территория были, таким образом, замком на системе защиты.

Римский дукат, земля легендарной плодородности, после эпохи римлян уже был степью без деревьев, которой пользовались пастухи Аббруцы и Сабины для того, чтобы пасти свои стада зимой. Эта степь была окружена вулканическими горами, которые тогда покрывали леса. Дукат включал севернее Тибра Тусцию (современная Тоскана), южнее — Кампанию. Его территория, окруженная и постоянно уменьшаемая лангобардскими герцогствами Сполето и Беневенто, имела следующие границы: течение Марты на севере от порта Чивитавеккья между Блера и лангобардским Витербо, на севере от Сутри, на западе от Бомарцо между Орвиетто и Байореджио, на севере от Тоди, между лангобардскими городами Терни и Нарни, на западе от Тиволи и Алатри, следуя дальше течению Лири. Столица, Рим, практически не имевший населения к моменту прихода византийцев, очень плохо обслуживалась своими портами на Тибре (Порто и Остия), которые были занесены илом. Тем не менее именно Рим был тем пунктом, в котором начиналась упикальная дорожная сеть, доставшаяся в наследство от Античности. Аппиева дорога связывала город на юге с портами Террацина, Формис и Гаэта, которые оставались византийскими или подчинялись Византии после падения герцогства и вплоть до завоевания их норманнами в 1068 г., а также с Фонди. Кассиева дорога, дорога Америна, византийская часть Фламиниевой дороги обслуживали север, Валериева и Латинская дороги — запад и юго-запад византийского герцогства, ставшего в середине VIII в. Римской (Папской) областью.

Читайте также:
Рейтинг садовых качелей - ТОП 7 лучших и советы по выбору

Неаполитанское герцогство располагалось на побережье между портами Кумы и Салерно (последний лангобарды захватили около 640 г.). Кроме того, герцогство владело землями в плодородной Либурии к северу от порта Пуццоли, где после любопытного соглашения некоторое число земель и земледельцев оставались в общем владении лангобардов и византийцев, которые делили доходы пополам. Восточная граница постоянно менялась, но на византийской территории всегда оставались города Ателла на юге от Аверсы, Ацерры на северо-западе от Неаполя и Ночера на юге от Салерно. Кроме того, герцогству принадлежали острова Искья, Прокида, Капри и, естественно, остров Низида напротив маленького городка Мизены. Известняковый полуостров Сорренто, с городом, давшим ему название, и портом Амальфи, защищали Неаполитанское герцогство вплоть до середины IX в. Неаполь тогда был большим городом, восточным по своей культуре. Арабское продвижение в бассейн Средиземноморья разрушило его, и герцогство было подчинено управлению Сицилии. Впоследствии оно вернуло свою самостоятельность (800 г.) и, управляемое своими герцогами, стало практически независимым. Норманны захватили его в 1140 г. Торговцы Амальфи, которые не гнушались поддерживать связи с арабами, сделали свой город значимым и процветающим — в тот период Амальфи превосходил Венецию. Архонта Амальфи чествовали при константинопольском дворе, его подчинение империи оставалось чисто формальным. Удача Амальфи, как и его независимость, кончилась с захватом города норманнами (1073 г.).

Южная Италия оставалась под византийским управлением намного дольше. Разделенный на две части — Калабрию и Апулию — Тарентским заливом, этот регион империи не имел никакого природного центра, его ландшафты были разнообразными на разных побережьях и морях. Образованные узкими хребтами, голыми и обрывистыми в Кампании и Лукании, Апеннины у входа в Калабрию расходятся с Поллино, своей крайней известняковой частью, высшая точка которых Дольчедорме (2271 м). Врезающаяся с севера, благодаря низинам реки Крати, которая может достигать шести километров в ширину, Калабрия занята широким массивом из гранита и кристаллического сланца, разделенного трещиной Катанзаро на две части: эллипс Сила, в византийскую эпоху еще покрытый лесами (высшая точка — 1930 м), и пятиугольник Аспромонте (высшая точка — 1958 м). Тем не менее эти части объединены массивом вершин, высотой от 1000 до 1500 м. Существование многочисленных источников, которые более или менее равномерно питают собой речные протоки, объясняет относительное изобилие растительности на равнинах, которые лежат в углублениях между отрогами западного побережья (Скалеа, Св. Евфимия, Джови) или на узкой прибрежной полосе, предшествующих восточным глиняным террасам в нескольких заболоченных местностях (Сибарис, Кротон, Локры). На оконечности полуострова располагалась столица герцогства в VII–IX вв. — Регий.

Кристаллическая и сланцевая, каменистая почва Калабрии (более 25 000 кв. км) занята горами средней высоты и высокими холмами, которые смогли, несмотря на то что регион находится на юге, создать малоблагоприятные условия для ведения хозяйства. Калабрию бороздят потоки, самый мощный из которых Крати, из-за размаха своего бассейна (2440 кв. км). Он зарождается на склонах Сила-Гранде и около Козенцы становится настоящей рекой. Его длина 81 км. На склонах гор, которые его окружают, построено больше восьмидесяти деревень, его берега сегодня покрыты оливковыми деревьями, между которыми выращивают и пшеницу. В византийский период прежде всего здесь выращивали тутовые деревья, листами которых питаются шелковичные черви. Благодаря им провинция богатела и была одной из самых процветающих в империи.

Герцогство включало в себя также и Апулию, которую у него оспоривали лангобарды на всем протяжении VII и VIII вв. Этот регион, тогда ограниченный с севера и запада реками Офанто и Брадано, представляет собой ровную плоскость, складки на которой создает плоскогорье Мурге, высота которого даже на северо-западе, в самой возвышенной части, не превышает 680 м. Известняковая почва страдает отсутствием воды, но весь регион Тарента, равнина Бриндизи, их аллювиальные почвы и прибрежные террасы, созданные свежими ракушечными залежами, которые полностью покрыты гумусом, пригодны для зерновых культур, винограда и оливковых деревьев. Главные города этого региона — порты: древний Бари, который возвышается над двумя маленькими бухтами на одном прямолинейном побережье; южнее находится Бриндизи (уже после периода византийского владычества этот порт был занесен илом); Отранто, основной пункт погрузки и выгрузки войск восточной части империи, он освободился от византийского господства всего один раз, на непродолжительный период в середине VIII в.; Тарент, находящийся в одноименном заливе, очень удачно расположенный, но специализирующийся на африканской торговле, в принципе запрещенной православным негоциантам; Галлиполи; Сипонто, одинокий город к северу от Офанто, защищаемый от холодных ветров с севера массивом Гаргано, где византийцы еще могли заниматься разведением быков и овец. В глубине страны находились маленький городок Ория, расположенный в центре плодородной низменности между Тарентом и Бриндизи, а южнее него — город Лечче.

Читайте также:
Свойства теплоизоляционного материала и правила его монтажа

Покой итальянских земель Византии беспрестанно нарушался, их захватывали и освобождали. Сначала это были лангобарды (особенно из герцогства Беневенто), которые оставили византийцам только горы Калабрии и крайнюю часть Апулии, называемую земля Отранто, затем арабы, захватившие Тарент и Бари, отвоеванные только при Василии I (867–886 гг.) после долгой борьбы. Эта территория была разделена на два административных региона. Фема Лангобардия включала в себя богатую аллювиальную равнину, простиравшуюся между Форторе и Офанто, древнюю зону скотоводства, на которой византийская администрация построила и заселила несколько городов, самым важным из которых была Троя. Столицей этой области был Бари, где находилась резиденция стратига. Фема Калабрия тогда также процветала, что выражается в большом количестве городов: Регий (столица), Тропея, Амантея, Козенца, Никотера, Бизиньяно, Никастро, Гераса, Россано, Сквилачче, Кротоне, Кассано — древние города процветали; Мальвито, Мартирано и Св. Северина становятся значимыми, в этот период были построены такие города, как Св. Агаты (Оппидо) и, возможно, Таверна. Две первоначальные фемы к середине X в. были присоединены к этому региону, богатому горами и лесами, из которого около Турси, Трикарико и Марсико, между рекой Брадано и валом Диано, была образована третья фема византийской Италии — Лукания. Эта фема находилась под управлением единого представителя императора, катепана, а затем дуки Италии, резиденцией которого был Бари, крупный город, своей торговлей связанный с Востоком. Сложившуюся административную географию византийской Италии необходимо рассматривать именно как результат постоянного демографического и экономического развития трех регионов. Крайняя степень централизации не игнорировала естественных ландшафтов и различия людей (смешанных в различных пропорциях с греками, латинизированных лангобардов, арабов, славян, армян и евреев), потому что были сохранены должности трех провинциальных стратигов. Административная унификация соседствовала с языковой, религиозной и даже юридической терпимостью по отношению к каждой общине. На севере Лангобардии говорили на латыни, на юге, например в Калабрии, — на греческом, в столице катепаната литургию служили на латыни, но, тем не менее, существовало чувство причастности к одной и той же культуре, которая и после взятия Бари в 1071 г. сохранялась достаточно долго в Италии норманнов и Ангевинов (Штауфенов).

Читайте также

Италия

Италия Вопрос 1.111Джузеппе Гарибальди решил посвятить свою жизнь борьбе за свободу и единство Италии после того, как познакомился с членами организации «Молодая Италия», которую основал итальянский патриот, политик, писатель и философ Джузеппе Мадзини.А где Гарибальди

Италия

Италия Ответ 1.111Гарибальди познакомился с «младоитальянцами» в городе Таганроге, в России. Гарибальди попал туда, будучи капитаном корабля «Святая Богородица».Ответ 1.112Николай Иванович Пирогов, выдающийся русский хирург.Ответ 1.11320 сентября 1870 года завершилось

ИТАЛИЯ

ИТАЛИЯ Италия в XIV–XV вв. была наиболее динамически развивающимся религиозным, экономическим и культурным центром Западной Европы. Исследователи, представляющие экономическую историю как сосуществование и развитие так называемых миров-экономик, считают центром

Италия

Италия Получив 19 июля 1943 г. известие о том, что германское наступление в районе Курска и Орла захлебнулось, Черчилль быстро оценил масштаб происшедшего. Все его внимание в это время было обращено к Италии. Самый значительный союзник Германии в Европе переживал глубокий

27. Италия

27. Италия В Западной Европе средних веков Италия была единственной страной, где евреи не подвергались массовым гонениям: посреди густого мрака средневекового варварства, в этой стране впервые блеснул луч «возрождения» (XIII–XIV вв.), обновления духовной и общественной

41. Италия

41. Италия После изгнания евреев из Испании значительная часть их переселилась в Италию, где их соплеменники жили сравнительно спокойно. Во главе этих переселенцев стоял Исаак Абарбанель, последний великий вождь испанского еврейства. Абарбанель поселился сначала в

Италия

Италия *** >национализация, профсоюз, фиксированный рабочий день, бесплатное образование, медицина?Национализация там была в очень скромных размерах – частично железные дороги (причем процесс начался до Муссолини) и добывающие предприятия и перераспределение земель

ИТАЛИЯ

ИТАЛИЯ История Италии — это во многом история государства Савойя, располагавшегося в Средневековье там, где сходятся сегодняшние Франция и Италия. С 1416 года Савойское графство стало герцогством, с 1720–го — это королевство Сардиния, с 1861–го — королевство Италия. В 1946

§ 8 Италия в XIX в.

§ 8 Италия в XIX в. Италия в период Реставрации Венский конгресс, завершивший эпоху наполеоновских войн, провозгласил приоритет принципа легитимизма и преемственности владетельных прав существующих европейских династий. Однако политическая карта Италии претерпела

Италия

Италия C.S.В то же самое время, что и немец Л. Фольперт, в Италии проблемой совершенствования двигателя Коанда, создающего реактивную тягу только за счет воздушной струи (без дополнительного сжигания топлива), занимался авиационный инженер Луиджи Стипа. В конце 1920-х гг. Л.

Италия

Италия Re.2007В октябре 1943 г. на итальянской фирме «Реджиане» началось проектирование одноместного реактивного истребителя Re.2007, в качестве силовой установки которого предполагалось использовать немецкий двигатель Jumo 004B. Летом 1944 г. приступили к изготовлению агрегатов

Италия

Италия «О том, какой точки зрения придерживается Италия, говорит генерал Париани: «Если Германия нападет на Чехию, то она вступит в войну с Францией и Англией». Я не в состоянии дать оценку поведению Италии в случае нападения Германии на Чехию. Может быть, что Италия станет

Италия

Италия Лангобардский король был вне себя от гнева. Оскорбление, которое нанес ему Карл, казалось беспрецедентным. Надлежало принять ответные меры.Прежде всего Дезидерий свел счеты со сторонниками франков среди своих. Начались репрессии, конфискации, изгнания. Затем

Читайте также:
Полезные советы по выбору смесителей

4. Италия

4. Италия Об Италии я могу говорить коротко, так как главные вопросы, поскольку речь идет о республиканской эпохе, основательно рассмотрены М. Вебером в его работе «Аграрная история Древнего мира».Прежде всего нужно подчеркнуть, что к концу республиканского периода

ИАННУАРИЙ

[лат. Ianuarius; греч. ᾿Ιαννουάριος] († между 303 и 305), сщмч. (пам. зап. 19 сент.; пам. греч. и РПЦ 21 апр.), еп. Беневентский, почитается как покровитель г. Неаполя (Италия).

Источники

Впервые об И. упоминается в послании 431 г. пресв. Урания к Пакату. По словам Урания, перед смертью св. Павлину Милостивому, еп. Ноланскому, явились свт. Мартин Милостивый, еп. Турский, и И., «одновременно епископ и мученик», прославивший «Церковь города Неаполя» ( Uranius. De obitu S. Paulini ad Pacatum // PL. 53. Col. 861). О мученичестве И. известно из лат. актов (см. Акты мучеников), сохранившихся в неск. редакциях. Наиболее древние – составленные в VII в. т. н. Болонские акты (названы по ркп. XII в. из Болоньи). Акты со вставками и с дополнениями из др. редакций были опубликованы в 1744 г. А. Маццокки ( Mazzocchi A. S. In vetus marmoreum Sanctae Neapolitanae Ecclesiae Kalendarium Commentarius. Neapoli, 1744. Vol. 1. P. 269-279; впосл. неоднократно переизд.). Критическое издание было осуществлено в 1940 г. Д. Маллардо. Вероятно, уже в 1-й пол. VIII в. Болонские акты были известны прп. Беде Достопочтенному, их появление в англосакс. Британии можно связать с деятельностью прп. Адриана, настоятеля мон-ря святых Петра и Павла в Дуроверне (ныне Кентербери), бывш. аббата мон-ря Лукуллан близ Неаполя. В средние века большей известностью пользовались Ватиканские акты, расширенная версия Болонских актов, к-рые были составлены в VIII-IX вв. Именно Ватиканские акты легли в основу литургических чтений в честь И. в рим. богослужебных книгах и стали источником для кратких сведений о святом в Мартирологе Адона Вьеннского (под 19 и 23 сент.), а также для поэтического переложения Флодоарда Реймсского ( Flodoardus Remensis. De triumphis Christi apud Italiam. VIII 5 // PL. 135. Col. 735). В X-XI вв. были составлены Путеольские акты, или Мученичество св. Прокла (ActaSS. Sept. T. 6. P. 761-794; при подготовке к публикации болландист Я. Стиллинг получил копию Путеольских актов из куриального архива г. Поццуоли). В IX-XI вв. в герм. мон-ре Райхенау было составлено Мученичество святых Феста, Соссия, Евтихия и Акутия. Этот текст наиболее близок к Ватиканским актам, важным дополнением является сказание о перенесении мощей 4 мучеников в Райхенау в 871 г. Сведения об И. содержатся также в Актах св. Соссия (т. н. Легенда Иоанна Диакона), составленных ок. 900 г. по указанию Неаполитанского еп. Стефана III диаконом ц. Сан-Дженнаро аль Ольмо Иоанном в связи с перенесением мощей мч. Соссия из Мисена (ныне Мизено) в Неаполь.

Своеобразным памятником агиографической традиции И. стали Греческие акты, обнаруженные в 1709 г. пресв. Н. К. Фальконе и опубликованные им в «Полной истории семьи, жизни, чудес, перенесения мощей и почитания славнейшего мученика св. Ианнуария» ( Falcone N. C. L’intera Istoria della famiglia, vita, miracoli, translazioni e culto del glorissimo martire S. Gennaro. Napoli, 1713). В том же году Акты были перепечатаны в Москве, их пересказ вошел в посмертное переработанное издание Четьих-Миней свт. Димитрия, митр. Ростовского. Авторство Актов приписывалось монаху из обители Лукуллан, жившему в V в. Хотя в ряде исследований XVIII-XX вв. доказывалось, что эти греч. Акты – позднее сочинение, возможно подделка самого Фальконе, датировка неаполитанской греч. рукописи Актов (Soc. Hist. Patr. XXI. B. 3) XVI-XVII вв. делает обоснованным предположение Р. Романо, что это сочинение является памятником поствизант. греч. агиографии, составленным в намеренно архаизированном стиле кем-то из живших в Неаполе греков (напр., братьями Никифором и Макарием Мелиссинами). В основе Актов лежит греч. синаксарное сказание, дополненное сведениями из лат. житий. Рассказ о мученичестве И. и его спутников отличается возвышенным риторическим стилем и обилием вымышленных подробностей.

Житие

Согласно Болонским актам, во время гонения на христиан имп. Диоклетиана (303-305) из Мисена в Путеолы (ныне Поццуоли) прибыл 30-летний диак. Соссий, который встретился там с Беневентским еп. И., в чью юрисдикцию, возможно, входил порт Путеолы. Епископа сопровождали его диак. Фест и чтец Дезидерий. В это время в Путеолах собралось много язычников, привлеченных славой Кумской Сивиллы. Несмотря на все предосторожности, Соссий как христианин был схвачен и по приказу судьи Драконтия брошен в темницу. И., Фест и Дезидерий были задержаны, когда посещали заключенного Соссия. На суде все они отказались принести жертвы языческим богам и исповедали себя христианами. Драконтий велел отправить мучеников в амфитеатр, чтобы на потеху толпе их растерзали медведи. Поскольку звери их не тронули, судья приказал отрубить клирикам головы. Когда их вели к месту казни, 3 путеольца – диак. Прокл и миряне Евтихий и Акутий стали громко возмущаться несправедливостью судьи и исповедали себя христианами. Они были немедленно схвачены и также осуждены на смерть.

Казнь мучеников состоялась на форуме Вулкана, близ серных залежей. В более поздних Ватиканских актах повествование дополнено описанием чудес, совершенных мучениками (напр., судья внезапно ослеп и был исцелен по молитве И.). Согласно позднейшей греч. версии, И. был схвачен за проповедь христианства и приведен на суд к Тимофею, управлявшему обл. Кампания. По приказу судьи мученика ввергли в раскаленную печь, откуда он вышел невредимым, потом били железными прутами так, что обнажились кости. Среди собравшейся толпы были диак. Фест и чтец Дезидерий, к-рые плакали, видя страдания епископа. Их вместе с И. также бросили в тюрьму. В тюрьме находились заключенные за исповедание Христа 2 диакона – Соссий и Прокул и 2 мирянина – Евтихий и Акутий. Наутро их вывели на арену на растерзание диким зверям, но те не тронули мучеников. Тимофей объявил, что все чудеса происходят из-за колдовства христиан, но тут же ослеп и стал взывать о помощи. И. помолился о его исцелении, после чего Тимофей прозрел, однако с еще большим рвением стал обвинять христиан в колдовстве и приказал отсечь мученикам головы.

Читайте также:
Натяжной потолок с орхидеей: оригинальный декор в интерьере

По предположению Х. Ахелиса ( Achelis. 1932. S. 91-97), И. можно отождествить с одноименным Беневентским епископом, к-рого среди участников Сардикийского Собора 343 г. упоминает свт. Иларий Пиктавийский ( Hilar. Pict. Fragm. hist. II 16). Допустив, что сохранившиеся Акты мученичества И. были составлены не ранее VI в. и поэтому могли содержать недостоверные сведения, исследователь полагает, что И. был не мучеником эпохи гонений на христиан, а исповедником, пострадавшим от ариан. Хотя эта гипотеза не нашла широкого признания в исторической науке, И. Делеэ, к-рый сначала подчеркивал важность свидетельства о мученической кончине И., содержащегося в письме Урания ( Delehaye. Origines. P. 300), позднее принял версию Ахелиса.

Почитание

мучеников засвидетельствовано в италийской редакции Мартиролога блж. Иеронима (1-я пол. V в.), где под 7 сент. упоминается о кончине И., а под 13 апр.- о перенесении его мощей. Память И. и его спутников неоднократно встречается в Мартирологе под разными датами и в разной последовательности: 23 сент.- Соссий в Мисене, 16 окт.- он же в Байях, 18 окт.- Евтихий в Путеолах, 19 окт.- Соссий, И., Акутий, Фест, Дезидерий в Неаполе, Прокул и Евтихий в Путеолах, 20 окт.- Прокл и Евтихий в Путеолах, 5 дек.- Соссий в Мисене. Столь серьезная путаница, по всей вероятности, была вызвана неоднократными ошибками переписчиков и редакторов Мартиролога. В Карфагенском календаре нач. VI в. под 19 сент. отмечена память И., а под 23 сент.- Соссия, что свидетельствует о проникновении почитания этих святых в Африку. Почитание Путеольских мучеников, вероятно, было принесено в Африку италийскими пленными, захваченными вандалами во время пиратских набегов на Кампанию. Почитание И. в англосакс. Британии зафиксировано в Линдисфарнском Евангелиарии, где в честь мученика установлены евангельские чтения и празднество с вигилией (повечерием). Подобный характер носит и 1-е свидетельство почитания И. в Германии, к-рое содержится в Евангелиарии св. Бурхарда Вюрцбургского (VIII в.). В ирландско-англосакс. Календаре св. Виллиброрда из мон-ря Эхтернах (между 702 и 706) значится только память Соссия под 23 сент. В заметке в Мартирологе Флора Лионского (сер. IX в.), возможно восходящем к Мартирологу Беды Достопочтенного, указывается память И. и его спутников под 19 сент., одного Соссия – под 23 сент. В Неаполитанском мраморном календаре (сер. IX в.) у каждого мученика особый день памяти: И.- 19 сент., Соссию – 23 сент., Евтихию и Акутию – 18 окт., Фесту и Дезидерию – 7 сент.

О почитании И. было известно свт. Григорию Турскому, к-рый приводит сообщение Урания о явлении мученика свт. Павлину Ноланскому ( Greg. Turon. Glor. conf. 108). Примерно в сер. V в. о почитании св. Соссия упоминал Карфагенский еп. Кводвультдей († 453/4), живший в изгнании в Неаполе (De promissionibus et praedictionibus Dei // PL. 51. Col. 843). В честь св. Соссия папа Римский Симмах (498-514) устроил ораторий в ротонде св. Андрея на Ватиканском холме (LP. Vol. 1. P. 261), что положило начало почитанию Путеольских мучеников в Риме. В IX в. центром почитания святых в Германии стал мон-рь Райхенау на Боденском оз. Настоятель мон-ря Валафрид Страбон в 839 г. составил гимн во славу мучеников. Три богослужебных гимна в честь Путеольских мучеников были написаны в XI в. св. Петром Дамиани.

Согласно актам, останки И., первоначально похороненные на Маркиановом поле (Ager Marciani) близ Путеол, между 413 и 431 гг. по инициативе Неаполитанского еп. Иоанна I были перенесены в катакомбы Неаполя, где была устроена особая крипта (об этом событии под 13 апр. сообщается в Неаполитанском календаре). Перенесение мощей И. в Неаполь способствовало распространению почитания мученика в этом городе. Уже в послании Урания и в Мартирологе блж. Иеронима И. назван неаполитанским святым. В V в. над катакомбой была сооружена базилика во имя И., куда, вероятно, были перенесены его мощи. Св. Агнелл, еп. Неаполя (673-694), основал при ц. св. Ностриана диаконию во имя И.

Захватив в 831 г. Неаполь, беневентский герц. Сикон перенес мощи И. в свой город, где они были помещены в кафедральном соборе Богородицы Иерусалимской. В 1154 г. по инициативе сицилийского кор. Вильгельма I Злого, считавшего Беневенто недостаточно надежным местом для хранения святыни, мощи были перенесены в аббатство Монтеверджине. По приказу кор. Карла II Анжуйского (1285-1309) их поместили в бюст-реликварий из позолоченного серебра и в 1305 г. выставили для поклонения. Сын Карла, неаполитанский кор. Роберт, повелел также изготовить реликварий для ампул с кровью мученика. С 1480 г. мощи св. И. хранились под главным алтарем монастырской церкви.

Однако в Неаполе почитание И. не угасло. Во имя И. был освящен кафедральный собор, сооруженный при кор. Карле II. В городе оставались одеяние мученика и ампула с его кровью. Согласно местному преданию, по молитве к И. Неаполь был спасен от гибели во время извержения Везувия в 471 г. В 1497 г. по договоренности между Неаполитанским архиеп. Алессандро Караффой и его братом кард. Оливьеро Караффой (1430-1511), в юрисдикции к-рого находилось аббатство Монтеверджине, мощи И. были возвращены в Неаполь и помещены в кафедральный собор.

Читайте также:
Необычный туалет для дачи

В 1964 г. по указу кард. Альфонсо Кастальдо, архиеп. Неаполитанского, проф. Дж. Ламбертини была проведена каноническая рекогниция мощей. Хорошо сохранившиеся останки принадлежат мужчине 35-40 лет, высокого роста – ок. 1,9 м. Они находились в овальной погребальной урне с надписью: «Тело св. Ианнуария, Беневентского епископа» (C(orpus) S(ancti) Ianuarii Ben(eventani) Epi(scopi)). Терракотовая урна высотой 28 см и длиной 78 см относится к лангобардской эпохе (VI-IX вв.). Урна была завернута в бархатную ткань, запечатана и помещена в деревянный ларец. Ларец находился в бронзовом реликварии 1511 г. В наст. время урна с мощами И. хранится в алтаре крипты кафедрального собора. В окт. 2008 г., во время визита в Москву Неаполитанского архиеп. кард. Крещенцио Сепе, частица мощей И. была передана РПЦ.

Кафедральный собор Неаполя — Собор Святого Януария (Cathedral Santa Maria Assunta)

Собор Святого Януария (итал. Duomo di San Gennaro) — это кафедральный собор, который посвятили святому Януарию — небесному покровителю Неаполя. Будучи расположенным в старом городе на Виа Дуомо, он является также центром религиозной жизни города и местом притяжения для туристов. Дуомо имеет также другое современное название, и на данный момент оно является официальным — собор Успения Святой Марии (итал. Duomo di Santa Maria Assunta).

Здание собора относится к готической архитектуре — схематически это трехнефный латинский крест, разделенный 16 пилонами. Последние составлены из 110 античных гранитных колонн. Убранство богато различными древними сооружениями и предметами искусства. В левой части находятся картины Джорджо Вазари — «Рождество», «Святые покровители», а также Луки Джордано — «Благовещение», «Новые святые покровители». В правой части можно увидеть работу Перуджино — «Успение Богородицы».

Фасад, © Оксана Бриль

Красивые скульптуры львов являются украшением для главного портала храма и поддержкой для его колонн. Тут же можно увидеть фигуру Мадонны, созданную Тино ди Камаино. Неподалеку от алтарной стены расположены гробницы Карла Мартелла и Клементины Габсбургской, а также Карла I и Святого Аспрено. Привлекает внимание крестильная чаша — произведение искусства XVII в.

Также любой желающий может посетить музей сокровищ Святого Януария, который был открыт в 2003 г. В нем находится уникальная коллекция ювелирных украшений, дорогие ткани, бюсты, изделия из серебра, живопись. Интересно, что часть сцен фильма «Операция Святой Януарий» отснята прямо в соборе.

Архитектура

В архитектуре собора можно проследить наличие различных стилей, начиная от 13 века и заканчивая 19 веком. Он выглядит очень монументально, а в ясную погоду белоснежный фасад очень красиво смотрится под лучами солнца.

Фото: LEONARDO VITI / Shutterstock.com

Фасад

Внешне собор смотрится достаточно мрачно и готично. При взгляде на фасад чувствуется, что каждая из временных эпох привнесла в его облик свои декоративные элементы.

На сводах красуются различные мозаики и живописные работы, выполненные известными мастерами.

Последний раз фасад был обновлен в 19 веке. Архитектором был выбран Энрико Альвино. Скульптуры, установленные на портале 15 века, выполнены Тино да Камайно.

Внутри собора

Интерьер выглядит очень богато и пышно, внутри находится большое количество важных реликвий. Как и в большинстве католических соборов того времени, здесь можно увидеть несколько капелл, относящихся к разным временным периодам.

Фото: LEONARDO VITI / Shutterstock.com

Капелла Святого Януария

Капелла Святого Януария (Reale cappella del tesoro di San Gennaro) представляет собой настоящее произведение искусства. Это главная достопримечательность храма, строительство которой начали в 1608 году, а закончили только в конце 17 века.

Над украшением купола работал выдающийся Доменикино (Domenichino). А внутри капеллы хранятся красивейшие фрески работы Джованни Ланфранко (Giovanni Lanfranco), Хосе де Риберы (José de Ribera) и других известных художников, а также скульптуры знаменитых мастеров.

Здесь находятся сокровища Сан-Дженнаро. Наиболее примечательным экспонатом является богато украшенный бюст Святого Януария из серебра и золота, выполненный тремя французскими мастерами в 1305 году. Внутри бюста находятся мощи святого.

В 18 веке бюст был увенчан головным убором, вышитым изумрудами, бриллиантами и рубинами. Отдельного внимания заслуживает ожерелье, которое состоит из 13 золотых цепей и 4 крестов с драгоценными камнями, которые были принесены в дар правящими монархами.

Главное достояние крипты – это сосуд с кровью Святого Януария, впервые упомянутый в хрониках в 1389 году.

Базилика Святой Реституты и крестильня Святого Иоанна

Базилика вместе с крестильней находится слева перед алтарем и представляет собой самую древнюю часть храма.

Правда, современный вид базилики Святой Реституты – это уже значительно измененный вариант первоначальной базилики, построенной в 13 веке. В 18 веке под руководством архитектора Арканджело Гульельмелли вместо боковых неф были созданы капеллы, а на месте прежнего потолка появилась огромная фреска Джордано «Прибытие святой Реституты на Искью».

Большое художественное значение имеет мозаика Лелло Орвиетского 1322 года — «Мадонна с младенцем на троне, со св. Януарием и св. Реститутой».

Кстати, мощи Святой Реституты до сих пор находятся в одной из капелл.

Читайте также:
Сколько нужно кирпича для гаража 6х4

Изначально крестильня Святого Иоанна представляла собой часть базилики и была построена еще в 343 году во время правления императора Константина I Великого.

Здесь интересны древние мозаики, относящиеся к 4 веку:

  • «Явление Ангела женам-мироносицам»,
  • «Чудесное уловление рыбы»,
  • «Самаритянка и Брак в Кане»,
  • изображения апостолов и евангелистов.
Капелла семьи Капече (Cappella dei Capece Minutolo)

В капелле известного неаполитанского семейства Капече примечателен великолепный мозаичный пол 13 века, а также фрески, самые старинные из которых датируются 13 веком. Это фрески под названием «Распятие» и «Святые Пётр и Павел», созданные Монтано Аретинским.

В готической капелле также можно увидеть картины художников:

  • Джорджо Вазари «Святые покровители» и «Рождество»,
  • Луки Джордано «Новые святые покровители» и «Благовещение»,
  • Перуджино «Успение Богородицы».

История

Собор был заложен еще Карлом I Анжуйским, примерно во второй половине XIII в., и построен на месте двух еще более древних базилик, точнее на их фундаментах — это базилика Стефания и базилика Санта Реститута. Внутри Дуомо расположены руины вышеуказанных базилик, также до наших дней дошли части мозаик этих сооружений.

Во время правления Карла I его не удалось полностью достроить, поэтому продолжал его сын — Карл II. Заканчивал строительство его внук Роберт уже в XIV веке. Архитектурная идея принадлежит ломбардийцу Томмазо Мальвито, позже фасад обновил архитектор Энрико Альвино, в том числе был портал, содержащий скульптуры XV столетия. Последний раз собор подвергался реконструкции и ремонту в 1974 г. под руководством Дж. Руффатти. Во внутренних помещениях находится орган 1767 г. работы мастера Филиппо Чимино.

Как добраться до собора Святого Януария

Собор Святого Януария располагается по адресу Piazzetta Guglia del Duomo/Via Duomo в историческом центре Неаполя.

Часы работы

Музей, в котором находятся сокровища Святого Януария (Museo del Tesoro di San Gennaro), открыт каждый день:

  • с понедельника по пятницу с 9.00 до 16.30 (вход до 16.00);
  • в субботу, воскресенье и праздничные дни с 9.00 до 17.30 (вход до 17.00).

Во время религиозных праздников расписание может меняться. Уточняйте информацию на официальном сайте.

Стоимость посещения

По состоянию на 2020 год вход в собор бесплатный.

Посещение музея с сокровищами Святого Януария стоит:

  • 6 Евро без экскурсии;
  • 8 Евро с экскурсией.

Бесплатный вход для детей до 6 лет и людей с ограниченными возможностями.

Читайте также: Сиена (Тоскана, Италия): как добраться самостоятельно и с экскурсией, что посмотреть, где остановиться и что попробовать

Билеты можно купить в кассе. Если забронировать их заранее онлайн на официальном сайте собора Святого Януария museosangennaro.it/en/, то можно пройти без очереди.

Интересные факты

Еще один примечательный факт связан со знаменитым чудом «закипания крови». Конечно, век научного прогресса не оставляет без внимания такие явления. В 2005 году праздник 19 сентября в Неаполе был сильно испорчен обнародованием исследований Маргариты Хак. Профессор Хак вместе со своими товарищами из Итальянской ассоциации изучения паранормальных явлений заявили, что «чудо крови» — это фальсификация, причем происходящая много столетий подряд.

Собор святого Янария - чудо крови

Исследователи утверждают, что в сосуде вовсе не кровь, а химическое вещество, основанное на базе железа (водосодержащий оксид железа — FeO(OH). По цвету оно напоминает кровь, а в состоянии покоя имеет гелеобразную консистенцию. Стоит потрясти сосуд, гель разжижается и как бы «оживает», поражая зрителей мнимым чудом. Церковь всячески раскритиковала профессора и результаты ее изысканий. Но даже такие разоблачающие сенсации не умаляют ценности храма.

От Капуанских ворот до церкви Сан-Джованни-а-Карбонара

Начнем нашу прогулку от Капуанских ворот (Порта Капуана), – брутальных и грозных, служившим некогда входом в Неаполь с восточной стороны. От метро Пьяцца Гарибальди (и центрального вокзала) до Порта Капуана – минут 10 пешком.

Построены они были в 1484 году, при арагонских правителях, и представляли собой триумфальную арку. До наших дней ворота дошли в прекрасном состоянии. А вот от крепостных стен, некогда окружавших Неаполь, почти ничего не осталось.

Напротив ворот возвышается массивное здание, прямо-таки – мастодонт, Капуанского замка (Кастелло Капуано), самого древнего из сохранившихся в Неаполе. Выглядит он, однако, вполне современно. Долгое время в нем располагался суд. Предположительно, по этой причине подходящая к центру замка улица и получила название виа Трибунали.

Можно сразу отправиться по виа Трибунали. Я же предлагаю, прежде чем углубляться в Декуманы, сначала немного отклониться в сторону, чтобы посмотреть одну из самых необычных и впечатляющих церквей Неаполя – церковь Сан-Джованни-а-Карбонара.

Виа Карбанара, отходящая от угла Капуанского замка, как раз нас к ней и приведет.

Снаружи церковь выглядит невзрачно.

Лестница приподнимает нас над местностью, а в средней части раздваивается, окружая своими крыльями маленький скверик.

Сама церковь однонефная, практически всегда безлюдная. Не знаю, идут ли в ней службы.

Церковь Сан-Джованни-а-Карбонара «присмотрел» себе для захоронения один из неаполитанских королей, Владислав ди Дураццо, подновил ее и в конце концов был в ней благополучно похоронен в 1414 году.

Его мавзолей производит сильное впечатление и даже вызывает некоторую оторопь – настолько неожиданно видеть внутри церкви такую скульптурную композицию.

Король Владислав присутствует в этой композиции трижды: всадником на коне на самом верху, на смертном ложе, чуть ниже всадника и сидящим на троне вместе со своей сестрой Джованной (которая правила Неаполитанским королевством после его смерти).

Король Владислав со своей сестрой Джованной

Под надгробным памятником прорублен проход в часовню Караччоло-дель-Соле, в которой похоронен Серджианни Караччоло, любовник и соправитель королевы Джованны Анжуйской, сестры Владислава.

Читайте также:
Обзор эффективных средств для стирки пуховой одежды

Часовня овальной формы, расписана фресками.

Чудесный Богородичный цикл:

Введение в храм

Причисление к лику святых

На полу сохранилась уникальная старинная майолика.

На противоположном конце церкви расположена часовня Караччоло-дель-Вико, там нашли свой покой другие члены фамилии Караччоло.

Ссылки

Кастель-дель-Ово
·
Сант-Эльмо
·
Палаццо Реале
·
Палаццо Каподимонте
·
Сан-Карло

Катакомбы Сан-Гаудиозо
·
Катакомбы Сан-Дженнаро
·
Катакомбы Сан-Северо
·
Кладбище Фонтанелле
·
Позиллипо
·
Секретный кабинет

Неаполь за один день (видео)

Второй день в Неаполе мы провели на ногах — почти 20 километров пешком по узким улочкам исторического центра, современным станциям метро, обзорным площадкам и испанскому кварталу.

Неаполь — большой и древний портовый город. Кто-то скажет, что он один из самых грязных городов , а нам он показался очень атмосферным, красивым городом, с сильным характером, приветливыми жителями и вкуснейшей пиццей. Приятного просмотра!

Неаполь – очень интересный исторический город, который привлекает своими культурными ценностями, многие из которых весьма впечатляют.

Памятники Неаполя

Было довольно увлекательно отыскать все три шпиля Неаполя

, которые воздвигались в основном для ознаменования завершения какого-либо важного события.

  1. Например, шпиль Сан Дженаро, установленный в 1650 году на площади Систо Риарио Сфорца, свидетельствует о спасении города от устрашающего землетрясения в 1631 году.
  2. Второй шпиль – Сан Доменико, возведенный в 1737 году на одноименной площади, говорит об завершении страшной эпидемии чумы 1656 года.
  3. Третий шпиль – Непорочной Девы Марии – был создан в стиле неаполитанского барокко, располагается он на площади Пьяцца Джезу Нуово, а был установлен в 1750 году по требованию короля Карла ІІІ, который хотел этой колонной обеспечить поклонение народа Непорочной Деве Марии здесь, без потребности идти в храм.

К тому же, выделите время, чтобы увидеть такие памятники:

  • Коней Клодта у Королевского дворца;
  • Памятник Мюрату в нише фасада Королевского дворца;
  • Статую короля Карла III Бурбонского на фасаде королевского дворца;
  • Алтарь Марадоны в кафе «Nilo».

Интерьер

Собор святого Януария, как любой памятник старины, представляет собой целый культурный пласт итальянской истории. Во внешнем облике здания чувствуется смешение различных архитектурных направлений, однако преобладает готика. Своды украшены работами выдающихся мастеров живописи и мозаики, а одна из капелл, Минутоло — стала предметом описания в «Декамероне» Бокаччо (Giovanni Boccaccio).
Вход в собор святого Януария доступен для всех. Исключение — крестильня святого Иоанна (San Giovanni in Fonte). Это наиболее древняя часть храма, средневековый архитектурный памятник. Согласно некоторым документам, крестильня была построена в начале новой эры, в 343 году, при Константине I Великом. Это делает ее, ни больше, ни меньше — самым древним церковным сооружением всего западного мира. На сводах крестильни до сих пор можно увидеть мозаики 4 века.

Собор святого Януария украшали великие итальянские мастера – Перуджино (Pietro Perugino), (Giorgio Vasari). В одной их капелл сохранилась мозаика, которая называется «Мадонна с младенцем на троне, со св. Януарием и св. Реститутой», создание которой отмечают 1322 годом. Не нужно быть верующим, чтобы почувствовать прикосновение тонких духовных материй, находясь в таком месте. Определенно, любители прекрасного оценят фантастические фрески на куполах внутри собора.

Шоппинг

Европейский шоппинг популярен у авантюристов, заинтересованных в приобретении разнообразных товаров. Сегодня туры, которые дают туристам возможность посетить лучшие магазины мира, доступны и востребованы. Италия — солнечная страна, которая балует лучшими возможностями для шоппоголиков. Так, например, шоппинг в Неаполе станет приключением, которое вы долго не забудете. В магазинах итальянского города туристы покупают разнообразные товары: одежда, обувь, сувениры, украшения для дома. Путешественникам нужно обязательно изучить торговые кварталы с многочисленными лавками, торгующими доступными безделушками и роскошные магазины, где продаются вещи известных брендов.

Почитайте: Турин – город роскошных дворцов, интересных музеев, величавых соборов и самого вкусного шоколада в мире

Лучшие шоппинг-улицы Неаполя

  • Магазины с товарами по доступным ценникам находятся на Via Chiaia.
  • Самая длинная торговая улица (3 км) — Via Roma. Ее еще называют коммерческой артерией итальянского города.
  • За лучшими товарами нужно идти на Via Calabritto.

Шоппинг в солнечном Неаполе:

  • Каждая торговая улица города — культурная ценность. Прогулки по Неаполю в поисках интересных товаров — удовольствие для эстетов и любителей шоппинга.
  • Галерея Умберто. Место, которое нужно посетить любому путешественнику, ведь здесь огромное разнообразие бутиков и сувенирных лавок. Здесь вы найдете подарки, книги, косметику, украшения, обувь, одежду и другие товары. Авантюристы отдыхают от долгих походов по магазинам в кафе и ресторанах, расположенных здесь же. Галерея Умберто — шоппинг-достопримечательность Неаполя с завораживающей архитектурой.
  • Рынки. Самый популярный рынок, где можно купить сувениры и подарки, находится на Via San Gregorio Armeno. Лучший рынок южной Италии (время работы с 8 утра до 2 часов дня) находится на Via Caracciolo. Покупки в этом месте порадуют путешественников доступными ценами. Тем, кто приехал в Неаполь за антиквариатом, нужно идти на Via Constantinopoli. Улица богата антикварными магазинами.
  • Аутлеты. Любители товаров по доступным ценникам должны посетить окрестности итальянского города. Здесь вы найдете аутлеты практически всех известных брендов. Вещи из прошлогодних коллекций со скидкой до 70%.

Музеи Неаполя

Самым ожидаемым к посещению стал Музей Помпеи

. Он представлен остатками древнего римского города Помпеи, который был погребён под слой пепла извержением вулкана Везувий в I веке н. э. Над раскопками города, начиная с 1748 года, трудились долгое время разные археологи. В результате он завладел слепками тел жителей Помпеи, которые просто истлели в вулканическом грунте. Сейчас около 80 % местности уже расчищено. Благодаря слою пепла и застывшей вулканической лавы, можно понаблюдать за улицами древнего города, тротуарами, жилыми домами, оборонительными стенами, театром, античными банями, храмами и другими строениями. Среди экспонатов музея увидел немало чаш, амфор из глины и различных предметов домашнего обихода.

Читайте также:
Особенности выбора газовых туристических обогревателей

Кафедральный собор Неаполя – Собор Святого Януария (Cathedral Santa Maria Assunta)

Кафедральный собор Неаполя, также известен как Кафедральный собор Сан Дженарро или собор Святого Януария (Duomo di Napoli, Cattedrale di San Gennaro), современное название – Собор Успения Святой Марии (Cattedrale di Santa Maria Assunta) – главный храм Неаполя, – римско-католический собор, освященный в честь покровителя города святого Януария.

Расположен собор в историческом центре города на одноименной лице Дуомо (Via Duomo), вблизи самой известной туристической улицы Неаполя, которой нет на картах – Спакканаполи.

Дуомо ди Наполи был заказан королем Карлом I Анжуйским. Строительство продолжалось и во время правления его преемника Карла II, и было завершено лишь в начале 14-го века при Роберте Анжуйском. Храм был построен на фундаменте двух палеохристианских базилик, которые видно до сих пор. Под раскопками здания были обнаружены греческие и римские артефакты.

За время своего существования собор претерпевал неоднократные перестройки, реставрации (обновления), вследствие чего в архитектуре собора просматривается несколько стилей: готика, ренессанс, барокко и неоготика. Последняя значительная перестройка фасада произошла в конце 19-го века, именно тогда собор приобрел неоготический стиль.

Фасад Собора Святого Януария имеет характерную готическую структуру с тремя порталами и тремя остриями. Украшен мраморными скульптурами в соответствии с каждым из трех нефов.

Внутреннее пространство собора имеет форму латинского креста, состоит из главного зала, разделенного на три нефа с боковыми часовнями.

Три прохода главного зала разделены между собой последовательностью из восьми столбов с каждой стороны, в которые включены древнеримские колонны, на которые опираются остроконечные арки, украшенные лепниной и мрамором.

Потолок главного нефа имеет кессонную форму, украшен позолотой и пятью картинами (17 век).

Апсида собора в её нынешнем виде является результатом изменений 16-го и 18-го веков, внесенных в первоначальную готическую многоугольную структуру.

По всему периметру апсиды расположены деревянные хоровые лавки. Святилище находится на двух уровнях и в окружении балюстрады барокко из многоцветного мрамора. В центре находится современный главный алтарь, освященный 27 апреля 2012 года и состоящий из блока белого мрамора, украшенного барельефами, на лицевой стороне, анонимным скульптором восемнадцатого века, изображен воскресший Христос.

В интерьере главного собора Неаполя можно видеть многочисленные фрески, мозаику, орган (изначальная работа 1767 года) и капеллы, разного времени постройки.

Главной достопримечательностью собора является Королевская часовня «Сокровища Святого Януария».

В 1526 – 1527 годах Неаполь пережил осаду французов, возрождение чумы и извержение вулкана Везувия с сопровождающими его землетрясениями. Выжившие неаполитанцы пообещали возвести часовню покровителю города – святому Януарию. В 1527 году избранные представители от жителей города в нотариально заверенном документе пообещали тысячу дукатов для скинии и 10 000 дукатов для строительства новой часовни. 5 февраля 1601 года «избранные города» назначили комитет из двенадцати мирян, призвав «Депутацию» построить новую часовню. Работы начались в 1608 году, закончились в 1646 году.

Капелла святого Януария считается самой богато украшенной. Здесь многочисленные фрески, алтарь и скульптуры, из которых выделяют бюст святого Януария из золота и серебра, украшенный одеждами и драгоценностями.

Капелла знатной неаполитанской семьи Капече (Cappella dei Capece Minutolo) выполненная в готическом стиле с мозаичным полом 13-го века, погребальными саркофагами ветви Минутоло и фресками разного времени, изображающих сцены из апостольских рассказов и истории Страстей.

Самые древние из настенных росписей датируются 1285 – 1290 годами, работы Монтано Аретинского «Святые Петр и Павел» и «Распятие».

Самая старая часть собора – базилика святой Реституты (Basilica di Santa Restituta). Базилика имеет раннехристианское происхождение, – это самая старая неаполитанская базилика и бывшая примитивная кафедральная церковь города. Основание базилики приписывается императору Константину и датируется четвертым веком.

Со строительством нынешнего Кафедрального собора базилика существенно утратила свой внешний фасад и была уменьшена в размере, став фактически часовней нового собора.

Базилика имеет главный зал, разделенный арками на три нефа, и часовни, расположенные по бокам двух крайних проходов.

Справа от алтаря базилики святой Реституты находится вход в древнейшую сохранившуюся часть сооружения – крестильную Святого Иоанна (Battistero di San Giovanni in Fonte).

О точной дате строительства баптистерии до сих пор нет единого мнения, примерное время возведения – 4 век, значительные изменения – 5 век.

В интерьере крестильни частично сохранилась мозаика 4 – 5 веков. Помещение построено из небольших блоков туфа и состоит из двух неравных частей.

Крипта Сан Дженнаро, созданная ломбардцем Томмазо Мальвито.

В Соборе хранится священный сосуд с кровью святого Януария, который демонстрируется прихожанам три раза в год: в субботу, перед первым воскресеньем мая – память воссоединения мощей Святого Януария, 19 сентября – день Святого Януария и 16 декабря. Именно в эти дни засохшая кровь Святого Януария разжижается, даруя собой чудо. Легенда гласит, что если кровь не разжижится в какой-либо день, то Неаполь постигнет катастрофа.

Однако согласно гипотезе, флакон содержит тиксотропный гель, суспензия гидратированного оксида железа FeO (OH), которая воспроизводит цвет и «поведение крови» в ампуле (вязкость увеличивается, если не трогать флакон, и уменьшается при трясках), что объясняет эффект «Чудо крови».

Читайте также:
Оцинкованная крыша: достоинства, недостатки и монтаж

Вход в кафедральный собор бесплатный, заплатить, придется, разве что, за вход в Крестильную.

С правой стороны от центрального входа в собор расположен музей Сокровищ Святого Януария (Museo del Tesoro di San Gennaro). Стоимость входного билета 6 – 8 Евро. Часы работы: понедельник – пятница 09:00 – 16:30 часов; суббота, воскресенье 09:00 – 17:30 часов.

Отели и апартаменты ищем на Booking.com. Для сравнения цен и выбора оптимального варианта используем RoomGuru, который ищет по множеству систем бронирования Отели со скидками →

При организации поездок (путешествий) пользуемся “Планировщиком поездок”, где на одном сайте собрано всё самое необходимое для идеальных путешествий: отели, квартиры, экскурсии, авиабилеты, такси, автомобили, готовые туры и т.д.

Мы некоммерческая организация, и у нас нет постоянного дохода. Мы зависим от заказов и пожертвований исключительно от читателей, то есть от Вас. Если у Вас есть желание сказать «Спасибо» и помочь нам, то Вы можете сделать это любым удобным для Вас способом.

Собор Святого Януария.Неаполь. ФОТО.

Неаполь по праву считается одним из самых загадочных и мистических городов мира. А потому многие его достопримечательности так или иначе связаны с таинственными, аномальными особенностями.

Не обошло это правило стороной и такую известнейшую достопримечательность Неаполя как Кафедральный Собор Святого Януария.

Собор Святого Януария.

При входе в собор вы увидите огромную статую головы Святого Януария- священномученик а , почитаемый Католической и Православной Церквами , покровитель Неаполя , известный регулярно происходящим чудом.

Урна с костями Святого Януария.

После 1497 года все реликвии святого Януария находятся в Неаполе. В 1964 году было произведено исследование мощей. Они были помещены в запечатанной овальной терракотовой урне лангобардской эпохи ( VI — IX века ), завёрнутой в бархатную ткань.

Урна с надписью C( orpus ) S( ancti ) Ianuarii Ben( eventani ) Epi( scopi ) в свою очередь находилась в деревянном ларце , а последний — в бронзовом реликварии 1511 года . Сами мощи представляют собой хорошо сохранившиеся кости мужчины 35 — 40 лет, ростом около 1,90 м.

Капелла Суккорпо (по сути, крипта собора святого Януария) создана ломбардским скульптором Томмазо Мальвито и представляет собой яркий пример ренессансной архитектуры 15 – 16 веков. Капелла размещается под апсидой и разделена на три нефа мраморными колоннами.

В центре – статуя молящегося кардинала Оливьеро Карафа, который в 1497 году перенес в Неаполь мощи святого Януария и заказал строительство этой капеллы.

С каждой стороны капеллы сделано пять ниш, в которых находятся алтари; в глубине расположена небольшая апсида с алтарем , под которым расположена урна с мощами святого Януария.

Мощи святого Януария.(фото из инт.)

Доступ к ним осуществляется по двум лестницам по обе стороны от главного алтаря собора и является свободным за исключением времени богослужения на «верхнем» алтаре.

Основной достопримечательностью храма является часовня св. Януария , к созданию убранства которой приложили руку Доменикино, Гвидо Рени, Хосе Рибера и другие мастера XVII века. В капелле Минутоло, которая упоминается в “Декамероне”, сохранились росписи XIV века.

Кровь Святого Януария.Фото из инт.

Святой великомученик Януарий, небесный покровитель Неаполя, был казнен язычниками в начале IV века. С тех пор его запекшаяся кровь хранится в специальном сосуде в городском соборе Неаполя. Первые упоминания о сосуде с кровью св. Януария и связанном с этой реликвией чуде относятся к XIV векe.

Чудо святого Януария за редкими исключениями проявляет себя на протяжении 600 последних лет и представляет собой таинственное превращение на короткое время запекшейся крови святого в багряную жидкость, происходящее таинственным образом на глазах у всех присутствующих.

Три раза в год (в мае, сентябре и декабре) неаполитанцы стекаются в городской собор, чтобы стать свидетелями чуда. В атмосфере, близкой в истерии, архиепископ демонстрирует стеклянный сосуд, содержащий засохшую кровь св. Януария, потом начинает его встряхивать и, наконец, объявляет, что кровь стала жидкой или осталась засохшей.

16 декабря, когда неаполитанцы отмечают годовщину чудесного избавления от извержения Везувия в 1631 году, происшедшего благодаря заступничеству святого; и наконец, чудо происходит в субботу, предшествующую первому воскресенью мая, когда празднуются многочисленные перемещения святых реликвий. В этот день в центре Неаполя происходит красочное шествие.

Глава святого, помещённая в реликварий — позолоченный серебряный бюст, находится в капелле Сокровищницы святого Януария, пристроенной к собору. В 1713 году бюст был увенчан митрой, украшенной 3 328 бриллиантами, 198 изумрудами и 168 рубинами.

В1769 году ювелир Микеле Дато изготовил для бюста ожерелье, состоящее из тринадцати золотых цепей, украшенных драгоценными камнями. На ожерелье подвешены четыре креста:

— крест с 13 бриллиантами и 13 рубинами подарен Карлом VII Бурбонским в 1734 году,

— крест с 64 драгоценными камнями преподнесён Марией Амалией Саксонской, женой Карла VII в 1739 году,

— крест с 106 бриллиантами и 6 сапфирами подарен Марией Каролиной Австрийской, женой Фердинанда IV Бурбонского, в 1775 году,

— крест с 248 бриллиантами и 4 изумрудами преподнесён Марией Кристиной Савойской, женой Фердинанда II, короля Обеих Сицилий

Драгоценности, преподнесённые Януарию, в обычное время хранятся в музее собора, а сам бюст доступен для свободного обозрения в капелле Сокровищницы.

ВНУТРЕННИЙ ВИД СОБОРА:

Использованы материалы сайтов:

Хотела у вас спросить.А вы верите в магическую силу реликвий?

Прочла такое заключение итальянских учёных.

“Если в сосуде действительно находится кровь св. Януария, то спонтанно перейти из твердого (запёкшёгося) состояния в жидкое она не может. Не поможет этому и встряхивание. Есть, однако, целый класс веществ, вязкость которых уменьшается иногда в тысячи раз при встряхивании или перемешивании, например, кетчуп.

Читайте также:
Полипропиленовые трубы для канализации и системы водопровода

Мой прекрасный Неаполь. Часть 5

После насыщенных дней по окресностям Неаполя, последние три дня нашего путешествия мы посвятили самому городу. Мы несколько раз были в групповых обзорных поездках по Италии и каждый раз удивлялись тому, что многие собласняются дополнительной экскурсией из Рима в Неаполь на один день. Хорошо еще, что Помпеи включены, но на сам город практически времени не остается, да там и не проедешь на автобусе по многим знаковым местам. в результате за свои 70-80 евро и день в Риме потеряешь и Неаполь толком не увидишь.

Нам Неаполь понравился сразу после прошлогоднего тура по югу Италии. У нас тогда в городе были только три дня из которых один день ушел на посещение Капри и полдня на Помпеи. В самом городе мы тоже кое-что посмотрели, но уехали с твердым желанием вернуться.

Для города мы опять купили Туркарту “Неаполькарт” стоимостью 21 евро на три дня. По ней первые три объекта бесплатны, остальные стоимостью до 50%+бесплатное передвижените по городу на общечственном транспорте. Очень удобно и выгодно, поскольку Археологический музей+музей Каподимонте+Пио Монте делла Мизерикордиа стоили в сумме уже 27евро.

С утра неспеша направились в Археологический музей, по дороге сделали крюк чтобы осмотреть при дневном свете Церковь Сан-Джованни-а-Карбонара, которую толком не рассмотрели в первый вечер.

Около вокзала с утра улицы заняты разнообразными торговцами

Чьи то ботиночки остались

И по таким проулкам шли

Вот и церковь, вернее целый комплекс религиозных сооружений, тут и слева еще одна цекровь и позади три монастыря

И даже под лестницей, которая появилась в 1708 г. оказалась еще одна церковь Марии-Утешительницы (della Consolazione), с маленьким зеленым сквериком

Церковь Сан-Джованни-а-Карбонара построена (вместе с монастырем) в середине четырнадцатого века монахами-августинцами и знаменита своим надгробьем королю Владиславу, похороненный там в 1414 году. Этот шедевр создал шедевр, созданнли Марко и Андреа да Фиренце по заказу королевы Джованны Анжуйской, сестры Владислава. Сам король аж в трех видах (на коне, сидит на троне рядом с королевой Джованной и лежит на смертном одре). Высота надгробья 18 метров!

Через несколько лет (1432г) в надгробьи пришлось прорубать проход, т.к. королева пристроила к церкви капеллу Караччоло-дель-Соле в которой похоронили Серджиано Каррачоло, военначальника и министра, а по совместительству фаворита королевы. Гробницу фаворита создали те же де Фиренце.

С утра в капеллу светило яркое солнце, мешающее сделать хорошее

фото. В часовне прекрасный маоликовый пол и фрески на тему Богородицы и Страшного суда.

В церкви есть и капелла однофамильцев фаворита – Капелла Караччоло-ди-Вико с куполом, наподобие Пантеона

В церкви еще много чего интересного, например мавзолей Мираболло (по фамилии заказчика, неаполитанского банкира) конец 15 века созданный отцом и сыном Мальвито

Еще раз смотри на надгробье Владислава и идем дальше

До музея шли по оживленной виа Фориа

В Неаполи и троллейбусы ходят, что редкость для итальянских городов

Археологический музей Неаполя – лучший музей подобного рода в Италии, тут собраны археологические находки Помпеи, Геркуланума, Стабии и других мест Кампании. Само здание построено в 1615 году, позднее реконструировано архитектором Фернандо Фуга,

позже в музей добавили римскую коллекцию семьи Фарнезе (находки в золотом доме Нерона и Терм Каракаллы), а в 1860 г. музей перешел в госсобственность. В 1957 г. картинная галерея переехала во дворец Каподимонте. В музее огромное колличество прекрасных работ, вот галерея бюстов Римских императоров

Это тот самый противный Коммод, которого помним по фильму “Гладиатор”

статуи в прекрасном состоянии, несмотря на почтеный возраст, многие являются копиями греческих бронзовых статуй. Например, знаменитый Геркулес Фарнезский, 3 век н.э. копия греческого оригинала 6 века до н.э.

Или “Тираноубийцы” Аристогитон и Гармодий (ставшими прообразом “Рабочий и колхозница”) 2 век н.э. копия греческого оригинала 5 век до н.э.

Вот Венера Каллипига 2 век. н.э. и Атлант из терм Каракаллы

Афродита, 2 век н.э.

А это сочетание мрамора и бронзы. Артемида Эфеская из виллы Адриана в Тиволи. 2 век н.э.

Дионис и Эрот, 2 век н.э.

Знаменитая композиция “Фарнезский бык”. Это уже греческий оригинал 150 год до н.э. найдена при раскопках в термах Каракаллы 1546 г. Отреставрирована под руководством Микельанджело.

А это бронзовые статуи из Геркуланума

Несколько залов с мозаиками из Помпеи и Геркуланума

Семейный портрет. 1 век н.э. Помпеи

А эту девушку из Геркуланума многие называют Сафо

Самая знаменитая – “Александрова мозаика” из Помпеи изображает сражение между Александром Македонским и персидским царём Дарием III. Мозаика 100 год до н.э. размер 313 х 582

А это огромный Зал Мередианов, посвященый чествованию короля Фердинанда и Марины Каролины

Музей огромен, есть зал египетских древностей, коллекция монет и медалей, гладиаторского оружия, керамика из Кум и этрусских некрополей, аттические вазы и керамика из Лукании и Кампании, находки из Виллы папирусов в Геркулануме.

Ну, и “Секретный кабинет”, старейший музей эротического искусства. а “Секретным” он стал в 1819 году когда король Франциско увидел эротические предметы и фрески в Помпеях приказал увезти все в Неаполь и спрятать, а дверь заложить кирпичом. Только в 200 году кабинет стал открыт для совершеннолетних.

На музей мы потратили почти три часа, на большее у меня уже голова не воспринимает впечатлений, быдь хоть Ватикан, хоть Лувр, хоть Прадо.

Ссылка на основную публикацию