Снятие кондиционера: инструкция по демонтажу своими руками

Как снять кондиционер самостоятельно без потери фреона: детальное руководство по демонтажу системы

Установки кондиционирования воздуха бытового, офисного назначения, а также используемые в промышленной сфере, как правило, работают на специализированном хладагенте — фреоне. Это химическое вещество способно принимать различное состояние – жидкое или газообразное, в зависимости от таких параметров, как давление и температура.

Практика эксплуатации кондиционеров не исключает потребности в демонтаже, к примеру, для ремонта. В подобных случаях владелец начинает заниматься изучением информации о том, как снять кондиционер самостоятельно без потери фреона, чтобы можно было попытаться устранить поломку без привлечения специалистов. О том, как это можно сделать своими руками мы и будем говорить в нашем материале.

Что нужно знать о хладагенте кондиционера?

К сожалению, поломки кондиционеров, как и прочей техники, не редкость. Поэтому потенциальному мастеру, пусть даже и «домашнему» потребуются теоретические и базовые сведения относительно того же фреона, если он планирует монтаж, демонтаж или ремонт кондиционера.

Современные аппараты кондиционирования воздуха, бытовые или офисные, для работы используют хладагент, марка которого указана в паспорте кондиционера, а также непосредственно на корпусе оборудования.

Монтаж бытового кондиционера

Процедура монтажа бытового кондиционера глазами специалистов выглядит достаточно простым делом. Еще более простым они считают демонтаж системы кондиционирования

Поэтому домашнему мастеру первое, что нужно знать – это, конечно же, марку применяемого в системе хладагента. Марка фреона определяется прочтением сведений на технической табличке аппарата, которая всегда присутствует на корпусе наружного модуля.

Для чего нужны эти сведения? Для правильного исполнения монтажных (демонтажных) и пуско-наладочных работ.

Техническая табличка кондиционера

Так называемый «шильдик» кондиционера – техническая табличка на корпусе наружного модуля, где прописана марка используемого системой хладагента. В данном случае на табличке обозначена марка – R410A

Фреон – очень текучее вещество. То есть, при наличии даже незначительного нарушения герметичности системы, этот хладагент полностью выходит наружу. Этот класс веществ относится к химическим веществам, способным разрушать озоновый слой атмосферы. Соответственно, выброс фреона в атмосферу недопустим в принципе даже в малых объемах.

При установке нового кондиционера опасность утечки хладагента минимальна, но процесс требует определенного технологического подхода. Однако совсем иная ситуация при демонтаже системы. О том, как снять кондиционер, чтобы из него не вытек фреон, мы и поговорим далее.

Демонтаж кондиционера с сохранением фреона

Рассмотрим два варианта демонтажа бытовой сплит системы с полным сохранением фреона, с которыми потенциальным пользователям кондиционеров приходится сталкиваться:

  1. Демонтаж рабочей установки.
  2. Демонтаж неисправной установки.

Оба варианта – реальность существующей практики эксплуатации бытовых и прочих кондиционеров.

Демонтаж кондиционера своими руками

Демонтировать бытовой кондиционер собственноручно вполне допустимо. Однако для исполнения такой работы потребуются некоторые базовые знания относительно устройства и работы систем кондиционирования

Кстати, второй вариант, когда приходится демонтировать неисправную машину, встречается даже чаще первого. Рабочие кондиционеры демонтируют достаточно редко, позволяя машинам отработать весь заявленный производителем срок.

Вариант #1 — демонтаж рабочего оборудования

Этот случай демонтажа обычно связан с переездом пользователя на другое место жительства (работы и т.п.). Правда, иногда демонтировать технику собираются в связи с заменой на более совершенную (современную) модель.

Рассмотрим основные этапы демонтажа системы с сохранением хладагента.

Этап #1 — откачка фреона из системы

Какие бы цели демонтажа рабочего оборудования ни были, кондиционер необходимо предварительно «законсервировать».

Под этим термином предполагается:

  • разборка системы по отдельным модулям;
  • отсоединение линейных трубопроводов;
  • отключение электрических соединений;
  • сохранение фреона в системе.

При рабочем (полностью исправном) кондиционере, выполнить отмеченные в списке пункты относительно несложно. Достаточно лишь предварительно откачать фреон, присутствующий в испарителе (деталь внутреннего модуля) и в медных трубках, связывающих внутренний модуль с наружным блоком.

Откачка фреона на рабочей системе

Откачка фреона на рабочей системе не требует специального оборудования. Зачастую для контроля достаточно иметь манометрическую станцию или же попросту уповать на срабатывание реле низкого давления

Следует отметить: в этом варианте откачка хладагента выполняется полностью локальными средствами – проще говоря, непосредственно компрессором кондиционера.

Действия пользователя сводятся к следующему:

  1. Перекрыть вентиль подачи фреона в испаритель (на меньшей по диаметру трубке).
  2. Оставить открытым вентиль на линии отвода паров (на большей по диаметру трубке).
  3. Включить кондиционер в работу в режиме «охлаждение».
  4. Дождаться момента отключения системы автоматикой (по низкому давлению).
  5. Закрыть вентиль на линии отвода паров.

Вот так, в общих чертах, выглядит технология, демонстрирующая как правильно снять бытовой кондиционер с сохранением фреона в одном из модулей системы (наружный модуль).

После исполнения такой процедуры останется только разобрать установку кондиционирования на отдельные модули для транспортировки к другому месту монтажа.

Этап #2 — разборка на модули бытовой сплит-системы

Далее рассмотрим последовательность действий для разделения кондиционера по модулям. Но это при условии выполнения описанной выше процедуры откачки фреона компрессором.

Так, рекомендуется подключить манометрическую станцию на штуцер, специально предназначенный для заправки/откачки фреона. Этот сервисный порт (наименование по стандартной спецификации) является частью конструкции запорного вентиля газовой линии (линия большего диаметра). Штуцер закрывается латунной винтовой пробкой, которую необходимо предварительно снять.

Читайте также:
Потолочные бордюры - какие они бывают?

Сервисный порт кондиционера под заправку/откачку хладагента

Классическое исполнение запорной арматуры и сервисного порта на примере стандартной бытовой сплит-системы. Вентили открываются/закрываются посредством шестигранного ключа

Подключение манометрической станции к сервисному порту выполняется через манометр (мановакууметр), предназначенный для контроля стороны низкого давления. На фирменных приборах эта часть оборудования (в том числе переходной шланг), как правило, имеет синюю расцветку. При этом запорный вентиль манометра синего цвета станции должен оставаться в положении «закрыт».

Сервисный порт (штуцер) линии низкого давления имеет встроенный обратный клапан. При подключении к штуцеру шланга, оснащенного специальной резьбовой головкой, обратный клапан открывается за счет надавливания перекладиной головки на шток клапана. Поэтому подключение/отключение к сервисному порту (накручивание головки) нужно проводить быстро, но аккуратно.

Подключение манометрической станции к кондиционеру

Манометрическая станция – прибор для контроля давления внутри рабочих линий установки кондиционирования, а также для контроля процесса закачки/откачки фреона при необходимости

После подключения манометр покажет наличие/отсутствие давления в линии. Если давление отсутствует, можно смело отключать подведенные к наружному блоку трубопроводы, отвернув накидные гайки крепления. В противном случае, следует повторить процедуру откачки хладагента компрессором.

Затем отключается подведенная к наружному и внутреннему блокам электроэнергия, а также электрическая подводка на терминалах модулей. При этом рекомендуется пронумеровать электрические проводники, если предполагается использовать старые провода при новом монтаже.

Этап #3 — извлечение блоков с мест установки

Следующий этап операции демонтажа рабочей бытовой сплит-системы – чисто физический. Потребуется снять модули кондиционера (внешний и внутренний) непосредственно с мест установки.

Расположенный на небольшой высоте внешний модуль малого веса (до 50 кг) допустимо снимать вручную — силами двух человек и с применением лестниц при необходимости. На высоте, если внешний модуль расположен рядом с окном, также вполне возможен ручной съем аппарата. Хотя в этом случае следует помнить, что это довольно рискованное и опасное мероприятие.

Демонтаж модуля кондиционера вручную

При условии размещения внешнего модуля сплит-системы совсем рядом с окном, силами двух человек можно вручную снять аппарат с монтажных уголков, даже если система размещена на высоте

Усложненной процедурой съема наружного модуля, конечно же, следует считать варианты демонтажа с большой высоты, когда отсутствуют поблизости так называемые «грузовые» терминалы – окна, двери и т.п.

Для таких случаев съема, как правило, используют дополнительное оборудование, а также прибегают к услугам сервисных служб:

  • альпинисты;
  • механические вышки;
  • краны и т.п.

Внутренний модуль сплит системы обычно не вызывает особых проблем при выполнении демонтажных работ. Хотя, если во время монтажа системы кондиционирования переход трубопроводов сквозь стену тщательно герметизировался, придется аккуратно вскрыть эту область стены, чтобы вытащить часть линейных труб, выведенных наружу. Предварительно, перед работой с медными линейными трубками, разъединяется соединение трубопроводов непосредственно на внутреннем модуле, а сам модуль снимают с креплений.

Правда, иногда есть смысл не отсоединять медные трубки от внутреннего модуля, демонтируя этот блок системы совместно с трубопроводами. Однако такой вариант допустим при условии короткой (не более 1,5-2 метров) линии, соединяющей системные модули.

Демонтаж внутреннего модуля кондиционера

Поднятый под углом от уровня стены внутренний модуль открывает доступ к соединению линейных трубопроводов. Достаточно отсоединить трубы, чтобы затем снять модуль со стены

Поскольку внутренний модуль бытовой сплит системы навешивается на верхние кромки монтажной пластины, прикрепленной к стене, то для его съема нужно слегка потянуть вниз прилегающую к стене нижнюю кромку корпуса, после чего вытянуть нижнюю часть корпуса на себя. В результате этих манипуляций удастся оторвать нижнюю область корпуса от фиксаторов.

Затем, если приподнять немного корпус вверх, внутренний модуль сплит системы легко снимается.

Если у вас в процессе демонтажа возникли сложности и произошла утечка фреона, не переживайте. После нового монтажа кондиционера предстоит позаботиться о правильной заправке хладагента.

Вариант #2 — демонтаж нерабочего кондиционера

Положение дел с откачкой фреона из системы, когда компрессор бытового кондиционера не работает по тем или иным причинам, гораздо хуже по сравнению с первым вариантом.

При нерабочем компрессоре кондиционера реализовать функцию откачки фреона на локальном уровне уже не удастся. Что делать в таких случаях? Как правильно снять и разобрать кондиционер, чтобы при этом не вытек фреон?

Использование станции ликвидации фреона

Пример использования специального оборудования – станции откачки хладагента, когда отсутствует возможность применения локальной «ликвидации» фреона в системе кондиционирования

Этот вариант откачки предполагает, как правило, привлечение сервисных служб, так как здесь никак не обойтись без использования специального оборудования – станции ликвидации фреона.

Применение станции откачки фреона позволяет полностью освободить систему кондиционирования воздуха от присутствия хладагента. Плюс, если необходимо, станция ликвидации позволяет дополнительно создать вакуум внутри контура наружного модуля демонтируемой системы кондиционирования.

Читайте также:
Пылесос без мешка для пыли какой выбрать

Нерабочий кондиционер освобождают от фреона, последовательно применяя два способа ликвидации хладагента:

  1. Ликвидация жидкого вещества.
  2. Ликвидация газообразного вещества.

Процесс откачки фреона из нерабочей системы кондиционирования воздуха сопровождается на первом этапе действиями по сбору жидкой фазы. Запорные вентили на линейных трубопроводах кондиционера, при этом, открывают полностью.

Схема ликвидации фреона

Технологическая схема «ликвидации» фреона: 1 – баллон; 2 – весы; 3 – реле контроля; 4, 6, 9, 11, 12 – гибкий шланг; 5 – станция откачки; 7 – фильтр-осушитель; 8 – смотровое стекло; 10 – манометрическая станция; 13 – кондиционер (наружный модуль); 14 – запорные линейные вентили

Кроме запорных вентилей требуется также перевести в открытое состояние регулирующие электромагнитные клапаны, предусмотренные схемой наружного модуля.

Для перевода в открытое положение, на катушки клапанов подают временное соответствующее напряжение питания (обычно указано на корпусе клапана или в документации кондиционера).

Электромагнитный клапан в схеме наружного модуля сплит системы

Пример, демонстрирующий расположение электромагнитного клапана в системе кондиционирования воздуха. В зависимости от моделей кондиционеров, месторасположение таких клапанов может отличаться

Далее устанавливают на весы тару (баллон под фреон), оснащенную двухходовым (газовым и жидкостным) терминалом. Баллон должен соответствовать марке хладагента — подходить, например, конкретно под хранение фреона R22, если откачивается именно таковой хладагент.

Подключают сервисные трубки к баллону и открывают на баллоне соответствующие вентили (жидкостной или газовый).

На следующем этапе работ включают станцию ликвидации фреона и открывают вентили манометрической станции, предварительно подключенной в схему ликвидации хладагента из нерабочего кондиционера. Откачку фреона контролируют по стеклу манометрической станции.

Аналогичным способом выполняется откачка газообразного фреона с той лишь разницей, что в этом случае на сборочном баллоне открыт газовый вентиль.

Подключение сборочного баллона на станции ликвидации хладагента

Пример, демонстрирующий подключение баллона (емкости сбора фреона) в случае, когда существует необходимость применения станции ликвидации хладагента из нерабочего (поврежденного) кондиционера. В данном случае – ликвидация газообразного вещества с подключением шланга к газовому вентилю (терминалу)

Нужно отметить, что система откачки хладагента предусматривает заполнение сборочной емкости – баллона, не более, чем на 80%. Как правило, на этот параметр объема настраивается алгоритм работы станции ликвидации хладагента. Сама же конструкция ликвидационной станции оснащена специальными датчиками контроля собранного объема.

Когда с ликвидацией фреона завершено, можно приступать к демонтажу кондиционера.

Выводы и полезное видео по теме

Особенности эвакуации фреона наглядно показаны в следующем ролике:

Демонтаж бытового кондиционера всегда необходимо выполнять с учетом полной откачки хладагента, чтобы избежать потери фреона. Между тем достаточно часто на практике встречается обратная ситуация, когда фреон попросту сбрасывают в атмосферу. Такой подход недопустим, так как нарушает природную среду существования людей. Проще говоря, люди травят сами себя, прибегая к методам банального слива фреона без правил.

Хотите поделиться собственным опытом откачки фреона и дать полезные рекомендации по ремонту? Или у вас остались вопросы, которые мы не рассмотрели в этом материале? Задайте их нашим экспертам и другим посетителям сайта в блоке для комментариев, расположенном ниже под этой статьей.

Снятие кондиционера: инструкция по демонтажу своими руками

Демонтаж кондиционера с сохранением фреона: этапы и тонкости процесса

Затеяв ремонт, я, в числе прочего, решил перекрасить стены. Внутренний блок кондиционера мешал это сделать, и тогда я провел демонтаж кондиционера с сохранением фреона. При известной сноровке и обладая нужной информацией, это можно сделать без привлечения квалифицированных специалистов; ниже я расскажу, в каком порядке проходит демонтаж, и как избежать ошибок.

О фреоне и плюсах демонтажа своими руками

У современных устройств кондиционирования воздуха имеется интересная особенность: изготовитель рассчитывает максимально допустимую длину трассы между блоками. Значение прописывается в технических характеристиках, поскольку от него зависит, сколько фреона будет изначально закачено в систему. В работающем агрегате фреон распределяется по всей системе: по обоим блокам и трассе между ними.

Поэтому, если просто отсоединить медные трубопроводы, весь хладагент (очень текучее вещество) с легкостью вытечет наружу. А это плохо с точки зрения здоровья (можно получить ожог) и экологии (как известно, фреон разрушает озоновый слой атмосферы). В случае утечки при повторной установке придется заново рассчитывать нужное количество фреона и заправлять агрегат.

Существует определенный набор действий, придерживаясь которых, можно правильно демонтировать сплит-систему самому. Более того, существует несколько способов демонтажа, и не для каждого нужно заранее приобретать специализированный инструмент. Тем не менее, для всех необходим аккуратный и неторопливый подход, а также знание технических тонкостей.

Демонтаж имеет смысл проводить своими силами по двум причинам:

  • Вы сэкономите приятную сумму. Ценовая политика компаний, предлагающих услуги по демонтажу сплит-техники, способна внушить священный трепет. Цена работ для скромной бытовой модели стартует с 4 тыс. рублей (для последующего использования), высотные работы оплачиваются отдельно.
  • Вы страхуетесь от чужого непрофессионализма. Не секрет, что многие «мастера» берутся выполнять ту работу, в которой разбираются весьма слабо. Есть ненулевой шанс, что деньги будут потрачены, а работа будет выполнена некачественно. Чтобы исправить ситуацию, потребуется дополнительное вложение ресурсов.
Читайте также:
Размеры встраиваемых потолочных светодиодных светильников. Светодиодные встраиваемые светильники точечные

Готовим инструмент: от чего можно отказаться

Смысл самостоятельного демонтажа состоит в экономии средств и времени. Но демонтировать сплит систему следует с точным соблюдением правил. В противном случае дорогостоящий фреон вытечет, а вам придется приглашать мастера для закачки новой порции.

Для работы потребуется инструмент; некоторые его разновидности можно заменить более дешевыми аналогами, а от некоторых позиций можно (с некоторыми оговорками) отказаться. В идеале необходимо подготовить следующие инструменты:

  • Манометр низкого давления (манометрический коллектор). С его помощью определяют давление после перекачки хладагента в наружный блок. Стоимость прибора колеблется от 1,5 до 3,5 тыс. рублей, поэтому покупать его для разовой операции нет смысла. Если провести перекачку без погрешностей, можно обойтись без манометра.
  • Набор шестигранных ключей. Они нужны обязательно, так как с их помощью откручивают штуцеры на блоке. Для большинства бытовых кондиционеров используются шестигранники на 4 и на 5 мм. Краны большего размера стоят, как правило, на полупромышленных моделях.
  • Отвертки: плоская и фигурная (крестообразная), разводной ключ.
  • Труборез и заглушки. Если трубореза нет, подойдет обычная ножовка по металлу (правда, будет не так удобно).

Бюджет демонтажа зависит от того, можно ли его выполнить из окна или балкона; на верхних этажах понадобится оборудование для промышленного альпинизма. Страховочное снаряжение – это отдельная статья расхода, и на нем экономить не стоит. Также важно понимать, что в одиночку с работой не справиться. Чтобы правильно демонтировать кондиционер, нужен помощник.

Демонтаж рабочего кондиционера (с фреоном)

Ниже рассматриваются варианты частичного или полного демонтажа рабочего оборудования. Такая процедура необходима при переезде или, как в моем случае, при ремонте. Смысл всей процедуры состоит в том, чтобы перекачать весь фреон в наружный блок и сохранить его там с минимальными (некритичными для функционирования) потерями. Сделать это можно тремя способами.

Способ без манометра

Необходимо собрать хладагент в теплообменнике внешнего блока. Для этого выполняют следующие операции:

  • Переводят кондиционер в режим охлаждения: включают на пульте режим холода и устанавливают минимально возможную температуру.
  • После запуска кондиционера (в помещении) перемещаются к наружному блоку и снимают защитный кожух в месте входа трубок.
  • Откручивают заглушки (колпачки) сервисных кранов, которые в рабочем состоянии открыты. Становятся доступными краны под шестигранник.
  • Перед следующими действиями необходимо убедиться, что компрессор кондиционера работает (что определяется по характерному шуму наружного блока или по холодным кранам).

Если вы занимаетесь демонтажом зимой, а температура ниже, чем можно установить на пульте, компрессор может не включиться, так как посчитает, что в помещении достаточно прохладно. В этом случае придется пойти на хитрость: открыть крышку внутреннего блока, снять сетки и найти температурный датчик. Помощник будет держать датчик в руке, согревать его и искусственно завышать показатели температуры.

Сервисные краны имеют разные размеры, соответствующие размерам всасывающей (толстой) и нагнетательной (более тонкой) трубки. Для того чтобы перекачать фреон в наружный блок кондиционера, выполняют следующие операции:

  • Закрывают кран с тонкой трубкой. Фреон продолжает поступать во внешний блок, но выхода из него уже не имеет.
  • Выждав несколько секунд (пока весь хладагент не окажется в наружном блоке), перекрывают второй кран.
  • С помощью шестигранника закручивают кран с тонкой трубкой (по часовой стрелке, до упора). В старых агрегатах с износившимися уплотнителями в этот момент может начать выходить фреон. Постарайтесь завинтить кран как можно быстрее, чтобы минимизировать потери.
  • После блокировки тонкой трубки вы услышите, что компрессор стал работать с нагрузкой. Так происходит потому, что подача фреона к внутреннему блоку прекратилась, но второй кран открыт, и компрессор продолжает откачивать остатки хладагента из испарителя внутреннего блока.
  • Теперь нужно подождать 20-30 секунд, а затем закрутить второй кран (на толстой трубке). Время ожидания зависит от длины магистрали: чем она длиннее, тем дольше нужно ждать. При длине 3-5 м хватит 20-30 секунд, для длины 7-10 м достаточно 40-50 секунд.
  • После этого, как весь фреон оказался в наружном блоке, желательно как можно скорее выключить кондиционер, чтобы не перегружать компрессор (это удобно поручить помощнику).
  • Медные магистрали снимаются, после чего их в обязательном порядке закупоривают, чтобы в испарительную камеру не попала пыль.

Способ с манометром

Отличие заключается в том, что после откручивания заглушек к кранам подсоединяют манометры. Подключение необходимо проводить крайне аккуратно (в перчатках), так как будет выходить хладагент под давлением. После подключения на манометре будет фиксироваться рабочее давление системы.

В процессе блокировки крана тонкой трубки вы будете наблюдать снижение давления на шкале манометра. С помощью прибора вы сможете отследить падение давления до нуля (а не ориентироваться по времени), а затем заблокировать кран толстой линии и сразу же выключить кондиционер.

Читайте также:
Почему чугунные батареи еще популярны?

Способ с потерями фреона

Существует еще один способ, как собрать фреон в наружный блок, но он связан с потерями хладагента. Если нет возможности запустить агрегат (например, при морозе за окном), тогда просто закрывают оба крана (без запуска прибора). Часть газа останется в трубках и во внутреннем блоке, и его придется стравить во время откручивания гаек.

Большая часть газа останется запертой во внешнем блоке, но, возможно, понадобится заправка (или дозаправка) хладагентом. Если устройство рассчитано на работу с фреоном 22, то можно ограничиться дозаправкой.

О тонкостях сохранения фреона перед демонтажом в следующем видео:

Коротко о главном

Если вы собираетесь изменить местоположение кондиционера, главное, о чем нужно позаботиться – это о сохранении фреона. Необходимо собрать хладагент в теплообменнике внешнего блока, и самостоятельно это можно сделать двумя способами, как с манометром, так и без него.

Использование манометра позволяет точно отслеживать давление в системе, что уменьшает риск поломки компрессора. Второй способ экономнее (так как не нужно приобретать оборудование), но время определяется на глаз, и, если у вас маловато опыта, велика вероятность убить компрессор. Третий способ применим в крайних случаях, и он связан с потерями фреона.

Напишите в комментариях, как думаете – как правильно провести демонтаж, если в кондиционере имеется защита от низкого давления, и он может автоматически выключиться после закрытия подающего крана (с тонкой трубкой)?

Руководство по демонтажу кондиционера своими руками с сохранением фреона

Частичный или полный демонтаж кондиционера производится по различным причинам — ремонт в квартире, переезд, установка в другое помещение и так далее. Стандартный подход — вызвать для правильного снятия сплит-системы сотрудников специализированной фирмы, оплатив данную услугу. Более экономный вариант — демонтировать кондиционер своими руками, разобравшись в тонкостях процедуры. Нельзя сказать, что она проста, но при верном подходе вполне реализуема.

О способах и трудностях демонтажа своими руками

Как правило, владельцы частных домов и квартир устанавливают 2 разновидности кондиционеров — моноблочные (мобильные) и сплит-системы. С первыми особых проблем не возникает, поскольку в подобных моделях все основные элементы заключены в едином корпусе, и для перемещения агрегата достаточно просто отсоединить воздуховод.

Схема мобильного кондиционера

Демонтаж мобильной версии заключается в отсоединении воздуховода

Помимо моноблоков и «сплитов», существуют другие разновидности климатических установок — кассетные, канальные и колонные. Но обычно такую технику устанавливают в офисах, торговых центрах и других помещениях большой площади, в частных жилищах она используется достаточно редко.

Сплит-система состоит из двух секций, расположенных внутри и снаружи жилища. Они соединены между собой двумя магистралями, по которым в различных агрегатных состояниях циркулирует хладагент — фреон. По медной трубке малого диаметра он в виде жидкости течёт из внешнего блока во внутренний. По магистрали большого диаметра газообразный хладагент движется в противоположном направлении. Отсюда возникает ряд трудностей, поджидающих несведущего пользователя при попытке самостоятельного демонтажа:

  1. Полная либо частичная потеря фреона в результате неквалифицированного отсоединения магистральных трубопроводов.
  2. Попадание в трубки и теплообменники воздуха, содержащего влагу. При неправильной установке сплит-системы в другом месте несжимаемая влага попадёт в компрессор и может нанести ему вред.
  3. Засорение медных трубок при вытягивании их из стены и во время транспортировки. Влага или песок во фреоновом контуре — это быстрая «смерть» компрессора.
  4. При отключении магистралей от патрубков внутренней секции можно случайно свернуть припаянные к ним резьбовые сгоны.
  5. Отсоединение проводов электропитания без пометок на клеммах, куда они были подключены, ведёт к путанице в процессе повторного монтажа.
  6. Слишком короткая обрезка дренажной трубки, выводящей на улицу конденсат.
  7. Потеря во время перевозки винтиков и прочих мелких деталей, не закреплённых после демонтажа.

Схема сплит-системы

Сплит-система состоит из двух секций и коммуникаций между ними

Большинство из перечисленных случаев ведут к дорогостоящему ремонту вашего кондиционера в специализированной мастерской, поэтому перед снятием сплит-системы необходимо внимательно изучить инструкцию, приведённую ниже.

Демонтировать внутренний и наружный блок можно тремя способами:

  • простая разборка с выпуском хладагента в атмосферу;
  • с сохранением фреона в системе по методике «на глазок»;
  • с применением специального оборудования, позволяющего полностью сберечь хладагент в контуре.

Наилучший результат даёт последний способ, хотя в определённых обстоятельствах применяются все три. Чтобы у вас не возникло проблем с установкой снятого кондиционера и его дальнейшей эксплуатацией, рекомендуется действовать по третьему варианту, предварительно ознакомившись с методикой сохранения фреона.

Подготовительные мероприятия

Первым делом необходимо приготовить такой комплект инструментов и приспособлений:

  • отвёртки с крестообразным и плоским шлицем;
  • набор рожковых ключей;
  • канцелярский нож;
  • шестигранные ключи размерами 5…10 мм;
  • манометрический коллектор либо манометр с трубкой и резьбовым соединением, рассчитанный на максимальное давление 10—15 Бар;
  • скотч малярный и маркер;
  • изоляционная лента либо обычный скотч.
Читайте также:
Плюсы и минусы установки стиральной машины на кухне

Манометр с краном

Манометрический коллектор на 1 вентиль

Манометрический коллектор точно понадобится в том случае, когда вы планируете смонтировать сплит-систему в другом помещении, так что его лучше взять в аренду, а покупать выйдет слишком дорого.

Набор шестигранников

Шестигранные ключи нужны для вращения вентилей сервисных портов

Также для удобного и безопасного ведения работ необходима стремянка, чтобы спокойно добраться до внутреннего модуля, установленного под потолком. Внешнюю секцию, расположенную на стене многоквартирного дома, лучше втягивать через окно, предварительно обвязав верёвкой. Здесь нелишними будут услуги помощника.

Сервисные порты кондиционера

Сервисные порты расположены на боковой панели наружного блока

Важный этап подготовки — обеспечить сохранение хладагента с наименьшими потерями. Для этого используется принцип действия кондиционера, благодаря которому весь фреон можно собрать в одном месте — контуре наружного блока. Приготовив инструменты, действуйте согласно инструкции:

  1. Прикрывая рукой инфракрасный элемент на пульте дистанционного управления, переключите сплит систему в режим «Турбо» и выставьте минимальную температуру. Уберите руку с элемента и направьте пульт на кондиционер. Таким способом вы запускаете компрессор сразу на полную мощность.
  2. Подключите шланг от манометра к сервисному штуцеру, расположенному на боковой стороне наружного блока, после чего он сразу покажет давление в системе. В некоторых моделях эти патрубки прячутся под крышкой, её нужно снять.
  3. Открутите 2 гайки — заглушки, находящиеся на торцах штуцеров. Под ними обнаружатся вентили, регулируемые шестигранным ключом. Подберите подходящий шестигранник по размеру.
  4. Перекройте кран магистрали с жидким хладагентом (это более тонкая трубка) и следите за показаниями манометра. В это время компрессор втягивает газообразный фреон через вторую трубку.
  5. Когда стрелка прибора упадёт на ноль и станет уходить в зону вакуума, закройте второй вентиль и быстро отключите кондиционер пультом дистанционного управления. На этом всё, хладагент в полном объёме находится в контуре внешнего модуля.

Подключение манометра

Манометр присоединяется к специальному штуцеру

В сплит-системах, заправленных разными марками фреона (бывает R22 и R410), отличается диаметр резьбы сервисного штуцера, куда подключается манометр. Для R410 нужен специальный переходник, который следует приготовить заранее.

Закрытие жидкостного крана

Для перекачки фреона надо закрыть вентиль жидкостной магистрали

Сохранение хладагента по способу «на глазок» производится без манометрического коллектора. После закрытия жидкостного вентиля надо выждать около 40—50 секунд, после чего закрывать газовый кран и отключать бытовой прибор. Недостаток ясен: вы не узнаете, сколько фреона успело попасть в наружный блок, а долго держать работающий компрессор с перекрытой магистралью недопустимо. Результат проявится при следующей установке «сплита» и его запуске.

Инструкция по снятию внешнего модуля сплит-системы

Наружный блок кондиционера приходится демонтировать при переезде или его перестановке на новое место. Для проведения ремонта квартиры снимать внешнюю секцию необязательно, но отсоединить фреоновые магистрали, кабель и дренаж всё равно придётся. Работы выполняются в таком порядке:

  1. Открутите шланг манометра, используемого при перекачивании хладагента, и поставьте на место торцевые гайки — заглушки.
  2. Рожковым ключом открутите накидные гайки, прижимающие медные трубки к штуцерам, отогните их в сторону. С помощью скотча либо изоленты защитите все открытые отверстия в магистралях и патрубках внешнего модуля, чтобы внутрь не попал мусор и пыль в процессе работы.
  3. Чтобы отсоединить электрический кабель, отключите аппарат от электросети и снимите крышку, закрывающую клеммы (находится над фреоновыми вентилями). Прежде чем открутить провода, наклейте над клеммами полоску малярного скотча и подпишите маркером цвета, чтобы зафиксировать порядок подключения. Отсоедините жилы и уберите кабель.
  4. Отключённые магистрали привяжите к кронштейну наружного блока, чтобы медные трубки не болтались и не перегнулись, иначе их придётся менять.
  5. Открутите 4 гайки крепления внешнего модуля к кронштейну, обвяжите его верёвкой и вместе с помощником снимите агрегат.

Отключение магистралей от блока

Работы по демонтажу внешнего блока удобнее вести со стремянки

Профессиональные холодильщики часто практикуют несколько другой подход: они не откручивают накидные гайки и не снимают фреоновые трубки со штуцеров наружного блока, а откусывают их. Тогда не нужно обматывать концы трубопроводов скотчем с целью защиты от влаги и мусора, потому что они сплющиваются кусачками. При последующем монтаже сплющенные концы обрезаются и выполняется развальцовка под соединение накидной гайкой.

Откручивание креплений

Для снятия аппарата с кронштейна нужно открутить 4 гайки

После отсоединения кабельных жил от клемм закрутите винтики контактов и затяните их, поскольку они могут выпасть и потеряться при транспортировке.

Снятие кондиционера в квартире

При демонтаже из окна квартиры помощник должен вас подстраховать

Сам кронштейн лучше снять позже, когда вы отвяжете от него трубопроводы фреонового контура. Если магистрали выходят из стены не более, чем на метр, то привязывать их не нужно. Следует аккуратно выровнять трубки, чтобы их было легче втащить изнутри. Кронштейн чаще всего крепится на 4 анкерных болта, откручиваемых обычным рожковым ключом.

Правильное отключение магистралей от внешней секции — фотогалерея

Магистрали отсоединяются после откручивания накидных гаек Прикрутите на место пробки, закрывающие вентили портов Открутите крышку, чтоб отключить провода Пометив расположение жил, отсоедините кабель После отключения кабеля винты на колодке надо закрутить По правилам медные трубопроводы необходимо откусить Откушенные трубки нужно заглушить

Читайте также:
Основание для кровати своими руками

Как снять наружный модуль с сохранением фреона — видео

Как самостоятельно демонтировать внутренний блок кондиционера

Чтобы снять со стены внутренний модуль, необходимо отсоединить от него все коммуникации — кабель, трубки для фреона и конденсата. Место скрутки трубопроводов находится, как правило, в нише корпуса, устроенной в нижней части. В зависимости от модели сплит-системы, применяется 2 способа добраться до этой ниши:

  1. Разблокировать 3—4 пластмассовых защёлки, фиксирующих нижнюю часть блока к монтажной пластине. Отклонить низ корпуса от стены и вставить между ними любой стержень, извлечь из ниши жгут коммуникаций.
  2. Если на вашей модели «сплита» защёлок нет, то нужно снять лицевую пластиковую панель, предварительно демонтировав жалюзи и дополнительные крышки (когда они есть).

Внутренний блок кондиционера

Состав внутреннего блока сплит-системы

Когда вы добрались до жгута, сделайте на нём продольный разрез канцелярским ножом, что позволит отодвинуть утеплитель и ухватиться ключами за гайки. Не делайте слишком длинный разрез, иначе потом придётся менять теплоизоляционный материал. Дальнейшие операции выполняйте в таком порядке:

  1. Двумя рожковыми ключами раскрутите стыки магистралей. Важный момент: сгон, припаянный к короткой трубке самого блока, нельзя вращать, его нужно удерживать ключом на месте, откручивая накидную гайку.
  2. Концы трубопроводов замотайте изолентой или скотчем, дабы защитить от попадания грязи.
  3. Найдите стык дренажного патрубка с выводящим трубопроводом и разъедините его. Не стоит резать гофру где попало, чтобы потом было удобнее её стыковать обратно.
  4. Снимите крышку электрического отсека (находится справа на торце корпуса либо под лицевой панелью), сделайте с помощью маркера и скотча пометки, после чего открутите винты и отключите жилы кабеля. Винты затяните обратно и прикрутите крышку.
  5. Когда все коммуникации отключены, возьмитесь за корпус с двух сторон и снимите с монтажной пластины, приподняв немного вверх. Передайте блок помощнику.
  6. Демонтируйте монтажную пластину, открутив все дюбели.

Учитывая, что в поддоне внутреннего модуля может оставаться конденсат, перед демонтажем желательно защитить стену полиэтиленовой плёнкой. Если вы снимаете кондиционер для квартирного ремонта, то подобная предосторожность излишняя.

Прикручивание пластиковой крышки

Перед снятием блока крышку электрического отсека надо прикрутить на место

После снятия внутренней секции со стены поставьте на неё все открученные детали, затяните винты и наденьте монтажную пластину. Торчащие патрубки уложите в нишу, зафиксировав малярным скотчем. Этим же материалом закрепите открывающуюся переднюю панель, чтобы она не болталась при перевозке.

Снятие внутреннего модуля с коммуникациями

Если жгут коммуникаций короткий, то его можно снять вместе с блоком

Последний шаг — демонтаж коммуникаций, проложенных по стене либо внутри её. Здесь нет никаких сложностей, главное, — не перегнуть медные трубки под малым радиусом. От подобного обращения в месте изгиба уменьшается проходное сечение, а выровнять трубку с овальным профилем достаточно сложно. Из наружной стены жгут вытаскивайте аккуратно, чтобы не повредить утеплитель. Если отверстие было заделано монтажной пеной, то её необходимо вырезать по частям. По окончании жгут сверните в кольцо и скрепите скотчем.

Порядок демонтажа внутреннего модуля — фотогалерея

Для отключения электропроводки надо снять крышку электрического отсека Перед отсоединением жил запишите порядок их подключения Жгут, проходящий в нише, надрежьте ножом и доберитесь до стыка трубок Откручивание соединительных гаек Место соединения дренажных трубок Отключите кабель, проходящий в том же жгуте Внутренний блок спокойно снимается двумя руками Последний этап — снятие монтажной пластины Отклонив корпус, его нужно зафиксировать в таком положении

Как снимаются внутренние блоки разных конструкций — видео

Разборка в зимнее время

Если температура на улице снизилась до —5°С и более, рекомендуется воздержаться от демонтажа по следующим причинам:

  • не удастся перекачать хладагент во внешний модуль;
  • на морозе нельзя разбирать соединения, откручивать заглушки и закрывать сервисные порты;
  • в результате разборки часто выходят из строя сальники сервисных вентилей.

В ситуации, когда без снятия сплит-системы при отрицательной температуре не обойтись, обязательно прогрейте штуцеры наружного блока строительным феном. Затем открутите заглушки и закройте оба вентиля, сохранив таким образом часть фреона, оставшегося в контуре наружного блока. Затем медленно открутите магистрали от штуцеров и отсоедините их, выпустив вторую часть хладагента в атмосферу. Дальше действуйте по алгоритму, описанному выше.

Персонал специализированных фирм использует для откачки фреона в зимнее время манометрические станции. Но если брать в аренду такое оборудование, то демонтаж обойдётся дороже, чем оплата труда специалистов, а результат выйдет сомнительный.

При температуре выше —5°С работы можете выполнять по стандартной инструкции, но желательно пользоваться манометром для контроля над перекачиванием хладагента. Если станете действовать «на глазок», то можете не угадать время выдержки и всё равно потеряете часть фреона. Столь же опасно передержать компрессор в работе без охлаждения (а он охлаждается циркулирующим фреоном), от перегрева он может выйти из строя.

Читайте также:
Отопительные чугунные радиаторы — за и против

Вы успешно демонтируете домашний кондиционер, если возьмётесь за работу в тёплый период года и станете соблюдать приведённую инструкцию. Нельзя упускать ни единой мелочи, действовать очень аккуратно и без спешки. Не пренебрегайте манометром, поскольку потеря хладагента сведёт к нулю всю экономию от данной процедуры.

  • Автор: Алёна Исупова

Дипломированный инженер строитель и сметчик со стажем практической работы свыше 10 лет. Статьи начала писать 2 года назад, работаю на нескольких биржах, негативные оценки заказчиков – примерно один на 300 текстов.

Инструкция по демонтажу кондиционера своими руками

Перед проведением демонтажа кондиционера своими руками требуется изучить инструкцию. Сложность заключается в том, что в сплит-системе между блоками перемещается хладагент. Если в процессе снятия совершить неверные действия, то можно вывести оборудование из строя. Некоторые агрегаты состоят всего из одного блока, поэтому проблем с ними не возникает.

Возможные проблемы

Чтобы понять, как демонтировать кондиционер своими руками, нужно знать, с какими проблемами придется столкнуться. Заключаются они в следующем:

Демонтаж кондиционера

  • В процессе работы может произойти утечка хладагента. Начнется его улетучивание в атмосферу. Это приведет к необходимости внеочередной заправки агрегата. Лучше такого не допускать. Нужно провести демонтаж так, чтобы вещество осталось в системе.
  • Попадание в хладагент воды приведет к тому, что в испарителе жидкость замерзнет. Твердые кусочки льда приведут в негодность компрессор. Чтобы такого не произошло, нельзя работать в дождливое время.
  • Расположенный с внешней стороны стены наружный блок при демонтаже может упасть. Чтобы устранить риск такой неприятности, работу следует проводить с помощником.
  • Нельзя допускать повреждение элементов конструкции. Через трещину начнет улетучиваться фреон или внутрь попадет грязь. Поэтому в работе следует соблюдать аккуратность.
  • Следует проявлять осторожность при отключении от патрубков магистралей. На них припаяны сгоны с резьбой, которые можно сорвать.
  • При отключении проводов следует записать их расположение. Это пригодится при обратном монтаже.
  • Не обрезать коротко дренажную трубку, через которую выходит конденсат.

Этапы подготовки

На предварительном этапе требуется удержать в системе хладагент. Находится он в контуре, который состоит из компрессора, испарителя, конденсатора, а также соединительных трубок.

Фреон поступает в испаритель в жидком состоянии, поэтому сюда ведут трубки небольшого диаметра. Испаряясь, хладагент поступает в компрессор уже в виде газа. Здесь размер ветки больше.

Цель предварительного этапа: собрать весь газ в конденсаторе. Для этого нужно выполнить следующие шаги:

Как разобрать кондиционер

  1. Идет включение кондиционера в режиме охлаждение. Ставится самая низкая температура. Агрегат работает в течение 10 минут.
  2. На внешнем блоке располагается вентиль со штуцером. К нему подходит тонкая трубка, по которой движется фреон. Сверху располагается защитный колпачок. При его снятии появляются шлицы. На них набрасывается ключ и вентиль перекрывается.
  3. Ведется наблюдение за манометром, стрелка которого через 1 минуту должна упасть до нуля. Сразу после этого такая же процедура проводится с наружным блоком. Снимается защитный колпачок и закручивается второй вентиль. Затем при помощи пульта дистанционного управления кондиционер выключается. Весь хладагент скапливается в наружном блоке.

Если на агрегате отсутствует манометр, то выдерживается 1 минута и перекрывается второй вентиль, прибор отключается.

Демонтаж своими руками

Зная, как снять кондиционер самостоятельно, можно приступать к делу. Необходимо будет выполнить следующие шаги:

  • провести демонтаж наружного блока;
  • отсоединить и вынуть компрессор;
  • снять внутренний блок.

В инструкции, где рассказывается, как правильно демонтировать кондиционер, указывается необходимый инструмент. Состоит он из следующих вещей:

  • наборов откидных и рожковых ключей;
  • отвертки;
  • труборезов;
  • бокорезов;
  • тисков;
  • пассатижей.

Оптимальным вариантом является наличие профессионального инструмента, потому что обычным можно испортить элементы системы при неосторожном обращении.

Снятие наружного блока

Снятие кондиционера своими руками начинается с демонтажа наружного блока. Это делается в случае перестановки всего устройства на новое место. Если же производится ремонт оборудования, то внешний блок снимать не нужно.

Работы проводятся в следующем порядке:

Способы демонтажа кондиционера

  1. Откручивается шланг манометра, по которому подается хладагент. На это место ставится заглушка.
  2. Отворачиваются гайки, которыми медные трубки крепятся к штуцерам. Все они отгибаются в сторону. Используя изоляционную ленту, закрываются отверстия, чтобы в них не попала пыль и грязь.
  3. Отсоединяется кабель. Для этого аппарат обесточивается, снимается над фреоновыми вентилями защитная крышка. Под ней располагаются клеммы. Прежде чем вынимать провода, на них следует наклеить скотч и подписать расположение. Затем они отключаются и убираются вместе с кабелем.
  4. Внешний блок крепится к кронштейну четырьмя гайками. Их необходимо открутить. Корпус блока обвязывается веревкой и с помощью двух человек снимается.
  5. После этого идет демонтаж кронштейна. Для этого откручиваются четыре анкерных болта. Предварительно внутрь помещения затягиваются все выровненные трубки.
Читайте также:
Подарок любимому своими руками

Человеку, у которого есть опыт такой работы, не требуется откручивание медных трубок от штуцеров. Они просто откусываются у основания крепления. При этом концы пережимаются и автоматически герметизируются. Во время обратного монтажа идет их развальцовка и прижатие разведенного конца гайками.

Изъятие компрессора

В случае ремонта кондиционера после снятия блока, расположенного снаружи помещения, требуется отсоединить и вынуть компрессор. Делается это по следующей инструкции:

Правила демонтажа кондиционера

  • Со снятого блока снимается крышка.
  • Убираются от компрессора все трубки: всасывающая и нагнетающая.
  • Отключается электропроводка.
  • Дальше необходимо снять крепления, которые прихватывают конденсатор и вентили.
  • После снятия конденсатора появляется возможность изъятия компрессора.

Для дальнейшего его ремонта требуется слить масло. Если это поршневая модель, то оно убирается через патрубок. Сложнее обстоит дело со спиральными и роторными изделиями. У них в днище сверлится отверстие. При его изготовлении сверление ведется не на сквозную, чтобы внутрь не попала грязь. Оставляется незначительная перегородка, которая потом протыкается тонким штырем.

Демонтаж внешнего блока

Со снятым компрессором появляется возможность ведения других ремонтных работ, поскольку открывается доступ до внутреннего пространства оборудования.

Отсоединение внутренней части

Согласно инструкции, чтобы снять внутренний блок кондиционера, нужно от него отсоединить кабель и трубки. Для этого необходимо добраться до ниши, где расположены все места скрутки трубопроводов.

Это делается двумя способами:

  • Нижняя часть блока крепится к монтажной пластине при помощи пластмассовых защелок. Они снимаются. После этого корпус откланяется от стены помещения, в зазор вставляется какой-нибудь предмет и жгут вынимается.
  • При отсутствии защелок демонтируются жалюзи, а затем лицевая панель.

Добравшись до жгута, на утеплителе делается небольшой разрез, чтобы появились гайки. Затем работа ведется в следующем порядке:

Как самостоятельно снять кондиционер

  • При помощи двух ключей осуществляется раскручивание гаек. Сгон трубы блока не вращается, а удерживается ключом.
  • Все отверстия заматываются изоляционной лентой, чтобы через них не попадала грязь.
  • Разъединяются выводящий и дренажный патрубки.
  • Откручивается проводка, которая находится под крышкой специального отсека.
  • Открутив все коммуникации, верхний блок снимается с монтажной пластины.
  • Сама пластина держится на дюбелях, которые тоже откручиваются.

Чтобы трубки и провода не болтались, они собираются и прикрепляются скотчем. К блоку крепится монтажная пластина.

На последнем этапе снимаются оставшиеся коммуникации, которые идут по стене или проложены в ней.

Особенности работ в зимнее время

Процесс демонтажа кондиционера в зимнее время при температуре ниже -5 градусов не рекомендуется. Причины носят следующий характер:

  • хладагент не поступит полностью в наружный блок;
  • на морозе не разбираются соединения, могут выйти из строя сальники вентилей.

Снятие кондиционера с сохранением фриона

В случае острой необходимости с помощью строительного фена прогреваются в наружном блоке все штуцера. Для сохранения в нем части фреона закрываются оба вентиля и снимаются заглушки. От штуцеров откручиваются трубки, и оставшаяся часть хладагента уходит в атмосферу. Дальше работа ведется в соответствии с инструкцией.

Если температура воздуха отрицательная, но выше -5 градусов, то демонтаж ведется в обычном порядке. При этом обязательным условием является наличие манометра.

Как правильно провести демонтаж кондиционера

Работа по демонтажу кондиционера — сложный процесс. Однако при наличии достаточных знаний его можно провести своими руками. Лучше заниматься этим в летнее время. Перед началом такой процедуры следует приобрести инструменты и манометр. Желательно присутствие помощника, поскольку оборудование тяжелое.

Демонтаж кондиционера своими руками

Демонтаж кондиционера своими руками

Бывают ситуации, когда необходимо демонтировать сплит-систему. Например, может потребоваться снять блоки при ремонте квартиры, переносе кондиционера на другое место, переезде и т.д. Казалось бы, что нет ничего проще, чем что то снять или отсоединить. «Ломать же – не делать». Но с кондиционерами это правило не работает. Причины следующие:

  • чтобы в будущем кондиционер работал нормально необходимо сохранить фреон. Иначе его заправка не оправдает сэкономленные деньги. При этом необходимо знать, как перегнать фреон во внешний блок. И потребуется некоторый инструмент;
  • кондиционеры снятые «топорно» мало кто берется устанавливать в последующем. А при самостоятельной его установке возникает еще больше сложностей.

Демонтаж кондиционера своими руками

Что надо учитывать для кондиционеров без зимних опций:

  • При положительной температуре на улице необходимо будет включать кондиционер на охлаждение и дожидаться, когда включится компрессор, и пойдет холод из внутреннего блока. Нужно чтобы температура в комнате была достаточной для включения кондиционера. Подробнее читайте здесь;
  • Если требуется демонтировать прибор при отрицательной температуре, то можем обойтись без его включения (использовать его при низких температурах не допускается). В этом случае просто перекрываем сервисные краны, затем стравливаем остаток фреона из «трассы». При отрицательных температурах основная часть фреона конденсируется во внешнем блоке, и его потеря будет не столь значительна.

Для демонтажа кондиционера своими руками потребуется: манометрический коллектор, набор шестигранников, отвертка крестовая, разводной ключ, нож.

1. Подключаем манометры к сервисному разъему внешнего блока (толстая трубка). Откручиваем крышку (если она установлена) и заглушки кранов (но не гайки трубок).

Читайте также:
Ремонт балкона своими руками, как усилить и укрепить аварийную бетонную плиту в хрущевке, укрепление и полное восстановление балкона

Внимание! Прикручивать манометры нужно быстро и до конца, т.к. при этом будет выходить фреон под давлением! Обязательно учитывайте это и пользуйтесь перчатками. Фреоном можно получить ожог!

2. Затем включаем кондиционер на охлаждение. Ждем, когда включится компрессор и давление в контуре поднимется.

Настраиваем на охлаждение

Показания манометра

3. Если температура на улице отрицательная — просто закрываем краны. При положительной температуре следуем данной инструкции. Действия необходимо осуществить при работающем компрессоре быстро и правильно (сначала подробно изучить).

  • шестигранником начинаем закрывать кран жидкостной трубки (тонкой) до конца. После чего давление начинает опускаться до 0 bar (на это уходит примерно 5-15 секунд) (смотрим на манометр).

Подготовка к закрытию кранаЗакрываем тонкую трубку

  • как только давление пересекло отметку 0 bar на манометре – быстро (но аккуратно) закрываем кран газовой трубки (толстой) до конца. И сразу (в течение 5 секунд) выключаем кондиционер с пульта (может потребоваться помощь напарника). Всё – теперь фреон во внешнем блоке.

При закручивании кранов их не надо сильно затягивать.
4. Отключаем «питание» кондиционера.

5. Снимаем манометры. Откручиваем гайки трубок у внешнего блока. При этом будет стравливаться остаток фреона из внутреннего блока.

Важно! сразу заклеиваем штуцеры и концы трубок, во избежание попадание малейшей пыли.

6. Откручиваем верхнюю крышку наружного блока. Записываем, как подключены межблочные провода к внешнему блоку. Отсоединяем их. А также отключаем кабель «питания» и другие дополнительные провода (если таковые имеются).

7. Далее можем откручивать внешний блок от кронштейнов и снимать его. Если требуется – снимаем кронштейны.

8. Аккуратно выпрямляем трассу и освобождаем отверстие. Здесь, вероятно, придется обрезать концы трубок, чтобы снять гайки (сразу не забываем заклеить). Термофлекс и дренаж также можно срезать. Скотчем стягиваем «трассу». Снаружи всё готово!

9. Далее отщелкиваем внутренний блок от нижних клипс. Конструкции бывают различные. Как это делать читайте в следующей статье.

10. Снимаем (вверх) с пластины внутренний блок. И вытаскиваем блок вместе с трассой. Здесь потребуется помощь напарника.

11. Откручиваем пластину. Отверстие можем запенить.

12. Пульт и пластину прикрепляем к снятому прибору, чтобы впоследствии не потерять.

Демонтаж только внутреннего блока:

Внутренний блок снимается отдельно, когда тот мешает в проведении ремонта. После ремонта снова устанавливается на место. Его можно снять отдельно, если кондиционер установлен правильно. Бывают случаи, когда гайки внутреннего блока спрятаны в стене, что недопустимо. Тогда снятие кондиционера придется производить вместе с «трассой».
Сначала проделываем операции пунктов с 1 по 4. Далее делаем следующее:

  • отщелкиваем нижние клипсы внутреннего блока. Ставим какую-либо подпорку под блок;
  • раскрываем флекс под блоком. Откручиваем гайки двумя ключами, при этом стравливается остаток газа (может вытечь немного масла). Заклеиваем все концы трубок;
  • открываем крышку подключения межблочных проводов внутреннего блока. Подписываем, как соединены провода. Затем отключаем их;
  • отсоединяем дренажный шланг (при этом может потечь вода);
  • отсоединяем кабель «питания», если он идет к внутреннему блоку. Проверяем, нет ли других дополнительных проводов;
  • убираем подпорку и снимаем внутренний блок (вверх) с пластины;
  • затем снимаем пластину внутреннего блока.

Для последующей установки прибора потребуется вакуумирование системы.

Как демонтировать кондиционер своими руками?

Иногда возникает потребность провести демонтаж сплит-системы, установленной в квартире. Внутренняя часть кондиционера может мешать проведению ремонтных работ в помещении. Иногда, при переезде, бывает жаль оставлять хорошо зарекомендовавший себя прибор, за который к тому же были заплачены немалые деньги. Возникает мысль демонтировать его и установить в новой квартире. Можно ли выполнить демонтаж сплит-системы своими руками или лучше не рисковать и не тратить свое время, а сразу обратиться к профессионалам?

Производим демонтаж сплит-системы самостоятельно

Стоит ли демонтировать кондиционер своими силами?

Прежде чем самостоятельно приступать к снятию кондиционера, следует тщательно взвесить все за и против. Прежде всего, стоит выяснить, в какую сумму обойдутся услуги профессионалов по демонтажу сплит-системы. В среднем расценки можно рассчитать по простой формуле: каждый ватт мощности кондиционера обойдется в один рубль. Таким образом, за демонтаж сплит-системы в квартире специалистам придется отдать от 2500 до 4000 рублей.

У профессионалов, кроме всего прочего, есть весь необходимый инструмент. Его придется приобрести или взять в аренду, если демонтировать кондиционер самому. Манометрический коллектор, необходимый для операции демонтажа, обойдется не дешевле 1500 рублей, возможно, и в два–три раза дороже. Плюс набор шестигранников и труборез. Нельзя не учесть и возможные неисправности, которые может получить кондиционер при демонтаже. Стоимость ремонта сплит-системы тоже обойдется недешево.

Есть ли смысл обходиться своими силами?

Риски при самостоятельном демонтаже кондиционера

Если вы собираетесь осуществить демонтаж сплит-системы самостоятельно, будьте готовы к возможным неприятным последствиям.

  1. Утечка хладагента из сплит-системы – это самая меньшая неприятность из тех, что может случиться, если неправильно снять кондиционер самостоятельно. Для заправки жидкости придется вызывать мастера и оплачивать не только его работу, но и довольно дорогой фреон.
  2. Вакуумный насос является самой нежной деталью кондиционера. Для сохранности сплит-системы при продаже ее заправляют инертным газом, который стравливают при установке. Малейшая царапина от попавшей в трубку пылинки или льдинки конденсата приведет к его поломке. Замена наноса, стоящего немалую сумму, подразумевает также регулировку всей системы, за которую тоже придется заплатить.
  3. Категорически запрещается перевозить заполненные фреоном кондиционеры. Дело в том, что процесс демонтажа, который будет описан ниже, подразумевает перекачку всего хладагента из сплит-системы во внешний блок. При этом там создается давление в несколько атмосфер. Во время перевозке конструкция аппарата может не выдержать нагрузки, например, если машину встряхнет на какой-нибудь яме. Тогда в лучшем случае нарушится герметичность кондиционера, а в худшем – произойдет взрыв.
Читайте также:
Сколько держать телефон в рисе

Демонтируя сплит-систему без помощи профессионалов, вы серьезно рискуете

В квартирах, расположенных на верхних этажах, для снятия наружной части кондиционера необходимы навыки строительного альпинизма. Не имея их, рисковать своей жизнью ради экономии нескольких тысяч рублей просто глупо.

В общем, самостоятельно пробовать снять кондиционер в квартире стоит только в случае, если его надо удалить на время проведения ремонта. Причем при демонтаже нужно все делать по инструкции и крайне аккуратно. Если вы не уверены в своих силах или собираетесь полностью снимать сплит-систему, то лучше вызвать профессионалов.

Каким образом осуществляется демонтаж кондиционера?

Первым делом надо обеспечить сохранность фреона для сплит-системы. Для этого на наружной части кондиционера следует найти два штуцера. По более тонкому во внутренний блок перекачивается жидкий фреон, более толстый служит для отвода газообразного хладагента. С них следует снять защитные колпачки, а в шлицы вставить торцевые шестигранные ключи.

Дальше необходимо четко следовать инструкции.

  • Кондиционер включается на полную мощность в режиме охлаждения. При этом надо выставить самую низкую температуру, которая предусмотрена для этой модели.
  • К ниппелю, расположенному на подводящем трубопроводе, подсоединяют манометр.
  • После того как сплит-система отработает десять минут, перекрывается тонкий вентиль, по которому подается жидкий фреон.
  • Как только манометр покажет, что в системе образовался технический вакуум – давление минус одна атмосфера, – перекрывается толстый штуцер, и сразу же кондиционер отключается от сети.

Сложный процесс снятия климатического устройства

Если манометра нет, то придется действовать «на глазок». Гайку парового штуцера затягивают спустя минуту после перекрытия подачи жидкого фреона. Естественно, в этом случае существенно возрастает риск поломки вакуумного насоса кондиционера. Он может не выдержать, если немного промедлить. При слишком раннем перекрытии парового штуцера произойдет утечка хладагента.

  • Откручиваются все трубки, которыми соединяются внутренняя и наружная части кондиционера. И немедленно герметично запечатываются. Сделать это можно при помощи заглушек, скотча или изоленты. Главное – не допустить попадания пыли внутрь сплит-системы, чтобы не получить неприятности с вакуумным насосом, описанные выше.

Обрезание трубок подачи и отвода жидкостей

Все трубки и электрические провода, отсоединяемые в процессе снятия сплит-системы, надо промаркировать, а для надежности еще и тщательно зарисовать. Это поможет подсоединить все обратно и ничего не перепутать.

  • Если планируется перемещение кондиционера на другое место, то трубки легче обрезать труборезом с внутренней и внешней части сплит-системы на расстоянии не меньше 15–20 см от штуцеров. Концы их надо зачеканить, можно использовать для этого маленькие слесарные тиски, а можно воспользоваться специальным завальцовочным прессом.
  • От кондиционера отсоединяются все электрические провода и клеммы.

Снятие наружной части системы специалистом

  • Если необходимо, то откручиваются гайки крепления и наружная часть сплит-системы снимается с кронштейнов. Такая работа может потребовать специальной техники, если квартира расположена высоко и к кондиционеру непросто подобраться.
  • С внутреннего блока снимается защитный кожух. Важно правильно разобраться, по какой системе работают защелки, удерживающие эту часть кондиционера. Обычно блок достаточно потянуть немного вверх и на себя. Чаще всего для того чтобы добраться до защелок, приходится удалить крышку испарителя. При этом надо быть предельно внимательным: можно повредить тонкие трубки, которые расположены в непосредственной близости от защелок.

Снимаем защитный кожух с внутренней части сплит-системы

Часто головки крепежных винтов кондиционера обращены к стене. В этом случае можно их отвернуть, используя кусок крестообразной отвертки, поворачиваемый с помощью пассатижей. Понятно, что при такой попытке открутить болты практически вслепую риск повредить что-то в сплит-системе возрастает многократно.

  • Кроме того, в одиночку такую работу выполнить не удастся: кто-то должен придерживать весь блок сплит-системы, чтобы он не рухнул на пол после освобождения от креплений.
  • На последнем этапе со стены снимается монтажная пластина, и весь кондиционер упаковывается для хранения или транспортировки.

Прибор упакован и готов к транспортировке

Таким образом, снять в квартире кондиционер самостоятельно возможно. Но из-за высоких рисков разумней поручить эту работу специалистам. При переезде на новое место проще оставить сплит-систему новым хозяевам за соответствующую плату, чем рисковать ее возможной поломкой при перемещении в новую квартиру. Тем более что срок службы таких систем редко превышает 6-10 лет.

Ссылка на основную публикацию