Ремонт радиаторов: правила

Ремонт автомобильных радиаторов

Работающий на любых оборотах, автомобильный двигатель нуждается в системе охлаждения. Ее центральным местом является радиатор, который служит для отвода тепла, переносящегося от двигателя в атмосферу. Но, как и любой механизм или деталь, он также имеет свой ресурс и запас прочности, а его неумелая эксплуатация и утепление автомобиля снижает этот показатель в разы.

Виды радиаторов

Как правило, все радиаторы можно разделить условно на две большие группы:

  • медно-латунные,
  • алюминиево-пластиковые.

На самом деле, устройство радиатора автомобиля более сложное, там можно встретить и пластмассовые, и стальные элементы. В связи с большим коэффициентом теплоотдачи медь предпочтительней алюминия, но далеко не каждый автопроизводитель ставит такие элементы на свои модели, так как они более дорогие.

Радиаторы из меди более ремонтопригодны в гаражных непрофессиональных условиях.

Медный автомобильный радиатор

Теплообменник из меди

Отечественные автопроизводители довольно часто грешат тем, что используют стальные элементы вместо меди, латуни и алюминия. Кроме того, что КПД такого системы значительно меньше любой вышеперечисленной модели, срок службы тоже оставляет желать лучшего.

Виды поломок

Радиатор потек – такую фразу можно услышать от кого угодно, и первичный анализ причины делается по лужице спереди под вашим автомобилем. И было бы полбеды, если случилось это возле дома, когда никуда не нужно спешить и вы можете позволить себе сходить в ближайший автомагазин и купить новый или запаять его самостоятельно.

Течь теплообменника автомобиля

Утечка антифриза

В противном случае следует прибегнуть к временному ремонту. Во-первых, дайте автомобилю остыть, дабы не получить ожоги от перегретой охлаждающей жидкости. Во-вторых, проведите осмотр и выясните, откуда течет жидкость. Вариантов может быть несколько: течь из сот, из патрубков и из соединений патрубков с отводящими трубками.

Краткосрочный ремонт

Если на патрубках сочится охлаждающая жидкость, то попробуйте для начала просто подтянуть хомут. Возможно, он просто попустился и никакой ремонт вам не нужен. Если же шланг все же поврежден, то заменить его будет минутным делом, правда, чтоб доехать до автомагазина, придется воспользоваться автобусом или такси.

Совсем по-другому дело обстоит при утечке из сот. Как правило, это происходит в очень старых теплообменниках, где в результате коррозии образовались небольшие отверстия.

Есть простой способ, как временно устранить течь радиатора автомобиля: достаточно залить в систему охлаждения воду с горчичным порошком или яйцом. Важно, что перед тем, как заливать и засыпать все реагенты, следует сначала слить тосол. Горчица будет стремиться выйти через места протечки, а когда вода в системе нагреется, она разбухнет, и мелкие дырочки затянутся.

То же самое происходит и с сырым яйцом, только там закупоривает отверстия яичный белок. Не забудьте залить тосол обратно и проследить за его уровнем в расширительном бачке. Такой ремонт поможет вам проехать 60-80 км, чего вполне достаточно для того, чтобы найти автомагазин или станцию технического обслуживания.

Ремонт теплообменника из меди

Медный радиатор ремонтируется в домашних условиях довольно просто, и вам понадобится только паяльник кислота и оловянный припой. Если перед ремонтом использовался временный вариант, то нелишней будет промывка радиатора автомобиля – так вы избавитесь от ненужных частиц в системе. После обнаружения протечек места помечаются для облегчения их поиска, далее травятся кислотой.

Делать это следует только в хорошо проветриваемом помещении, так как можно отравиться ядовитыми парами, и в защитных перчатках. Травление кислотой представляет собой размазывание кислоты прогретым паяльником по месту, где в будущем будет ложиться припой. Нужно это для того, чтобы снять оксидную пленку. Если пренебречь данным пунктом, припой либо не прихватится, либо быстро отпадет в процессе эксплуатации.

виниловые наклейки на авто

Как сделать тюнинг машины при помощи программ можно узнать на нашем сайте.

Как правильно поклеить винил на авто — читайте в статье!

Дальше остается тщательно запаять оловянным припоем, но сделать это можно только хорошим мощным паяльником не менее 200 Вт, более слабые модели просто не прогреют участок, и припой не будет держаться.

Узнайте больше о том, что такое коробка автомат.

Ремонт алюминиевых радиаторов

Совсем другое дело – это ремонт радиаторов из алюминия, который, как правило, делают только в специальных сервисах. Принцип тот же, что и с медными, только пайка происходит пламенем с температурой больше 1000 градусов, для чего используется ацетиленовая горелка.

Читайте также:
Скворечник из картона: как сделать своими руками настоящий и декоративный, шаблоны

Существуют также термостойкие герметики, которые позволяют отремонтировать нашу поломку самостоятельно, но их надежность стоит под большим вопросом.

Самостоятельно ремонтируем радиатор охлаждения

Двигатель внутреннего сгорания в автомобиле нуждается в постоянном охлаждении. В подавляющем большинстве современных моторов охлаждение жидкостное, а в качестве теплоносителя используется антифриз. И если с радиатором в системе охлаждения что-то не так — работать двигателю осталось недолго. К счастью, отремонтировать радиатор можно самостоятельно.

Почему ломается радиатор

Вот основные причины поломки радиаторов легковых автомобилей:

  • механическое повреждение. Рёбра и трубки радиатора очень легко деформируются. Их можно погнуть даже рукой. Если в радиатор попадает камень с дороги или обломок лопасти от вентилятора — поломка неизбежна;
  • засорение. В радиатор может попасть грязь через негерметичные соединения. А ещё водитель может залить туда охлаждающую жидкость низкого качества, что приведёт к образованию накипи в радиаторных трубках, после чего антифриз перестанет нормально циркулировать.

Засорившийся радиатор

Во всех вышеуказанных случаях радиатор можно отремонтировать. Но бывают ситуации, когда ремонт этого устройства нецелесообразен. Например, при лобовом столкновении машин во время ДТП. В такой ситуации радиатор оказывается повреждён настолько сильно, что ни о каком ремонте не может быть и речи, и единственный вариант — замена.

Признаки поломки радиатора

Вот что происходит, если радиатор вышел из строя:

  • появляются провалы мощности. Мотор плохо держит обороты, особенно при продолжительной поездке;
  • антифриз закипает прямо в бачке. Причина проста: поскольку радиатор засорился, охлаждающая жидкость плохо циркулирует по системе, а следовательно, не успевает вовремя остыть. Температура антифриза постепенно растёт, что и приводит к его закипанию;
  • двигатель заклинивает. Это сопровождается характерным звуком, не услышать который невозможно. И это самый тяжёлый случай, исправить который не всегда удаётся даже с помощью капитального ремонта. Если водитель проигнорировал два вышеперечисленных признака — двигатель неизбежно перегреется и заклинит, после чего машина превратится в недвижимость.

Варианты ремонта радиатора

Перечислим популярные решения, позволяющие восстановить работоспособность радиатора охлаждения.

Восстановление нормальной циркуляции

Как уже говорилось выше, циркуляция в радиаторе может нарушаться из-за грязи или из-за накипи (последний вариант водители называют «закоксовкой»). Сегодня для борьбы с этими загрязнениями есть масса моющих жидкостей, которые можно приобрести в любом магазине запчастей. Наибольшей популярностью пользуется продукция американской компании Hi-Gear.

Жидкость Radiator Flush

Банка жидкости Radiator Flush на 350 мл стоит около 400 рублей. Этого количества хватит на промывку радиатора ёмкостью до 15 литров. Главный плюс этой жидкости не только в том, что она удаляет любую «закоксовку», но и в том, что она это делает в течение 7–8 минут.

  1. Мотор машины заводится и на холостом ходу работает 10 минут. Затем глушится и остывает в течение часа.
  2. Антифриз сливается через специальное отверстие. На его место заливается чистящая жидкость, разведённая с нужным количеством дистиллированной воды (соотношение раствора указывается на банке с жидкостью).
  3. Двигатель вновь заводится и работает в течение 8 минут. Затем глушится и остывает в течение 40 минут.
  4. Остывшая чистящая жидкость сливается из системы. На её место заливается дистиллированная вода для промывки радиатора от чистящего состава и оставшихся частиц накипи.
  5. Процедура промывки повторяется до тех пор, пока выходящая из радиатора вода не будет такой же чистой, как и заливаемая. Затем в систему заливается новый антифриз.

Поиск течи в радиаторе

Иногда радиатор внешне выглядит целым, но при этом течёт. Обычно это происходит из-за разъедания трубок коррозией. Для обнаружения течи применяется вода.

  1. Радиатор снимается с машины, антифриз сливается.
  2. Все патрубки герметично закрываются пробками. В горловину заливается вода.
  3. Радиатор ставится на ровную, сухую поверхность. Для удобства на неё можно постелить бумагу.
  4. При наличии течи под радиатором возникает лужа. Остаётся лишь присмотреться и обнаружить место утечки. Как правило, течи возникают в местах спаивания рёбер с трубками.

Радиатор течёт

Если течь в радиаторе настолько мала, что обнаружить её вышеуказанным способом не удаётся, применяется другая методика.

  1. Все патрубки в снятом радиаторе герметично закупориваются.
  2. К горловине подсоединяется обычный ручной насос, используемый для накачивания колёс.
  3. С помощью насоса в радиатор нагнетается воздух, а затем устройство целиком погружается в ёмкость с водой (насос при этом можно даже не отсоединять от горловины).
  4. Выходящие пузырьки воздуха позволят безошибочно обнаружить место утечки.

Выход воздуха из радиатора

Устранение течи с помощью герметика

Самый простой способ избавиться от небольшой течи в радиаторе — заделать её герметиком.

Герметик Leak Stop

Он представляет собой порошок, который разводится в дистиллированной воде в соотношении, указанном на упаковке.

  1. Двигатель прогревается в течение 10 минут. Затем ему дают остыть в течение часа.
  2. Остывший антифриз сливается из системы. На его место заливается приготовленный раствор с герметиком.
  3. Мотор заводится и работает 5–10 минут. Обычно этого времени бывает достаточно для того, чтобы частицы циркулирующего в системе герметика дошли до места утечки и перекрыли её.

Использование «холодной сварки»

Ещё один популярный способ ремонта радиатора. Он прост, а главное, подходит как для алюминиевых, так и для медных радиаторов. «Холодная сварка» – это двухкомпонентный клеящий состав, причём компоненты этого состава находятся в упаковке отдельно друг от друга. Для использования их необходимо смешать.

  1. Повреждённый участок радиатора зачищается от грязи наждачной бумагой. Затем обезжиривается ацетоном.
  2. Под этот участок из тонкого листа металла вырезается заплата. Её поверхность тоже обезжиривается.
  3. Компоненты «холодной сварки» смешиваются. По консистенции они напоминают детский пластилин, так что для смешивания их нужно просто тщательно помять в руках.
  4. «Сварка» наносится на пробоину. Затем на повреждённое место накладывается заплата и крепко прижимается. Использовать радиатор можно только через сутки.

«Холодная сварка» на радиаторе

Видео: ремонт радиатора «холодной сваркой»

О других вариантах ремонта

При серьёзных повреждениях применяется пайка радиаторов. Сделать это в условиях гаража крайне проблематично, особенно если повреждён алюминиевый радиатор. Для его запаивания требуется специальное оборудование и специальный флюс. Как правило, ничего этого у рядового автолюбителя нет. Так что вариант один: гнать машину в автосервис, к квалифицированным автомеханикам.

Как продлить жизнь радиатора

Есть пара простых советов, позволяющих значительно увеличить срок службы радиатора:

  • промывка через каждые 2 тыс. км пробега. Простая профилактическая мера способна увеличить срок службы радиатора вдвое;
  • не использовать агрессивные моющие средства. Неопытные автолюбители очень любят промывать радиаторы каустической содой (или даже чистящим средством «Крот», в основе которого тоже сода). Этого делать нельзя, особенно если радиатор алюминиевый. Едкий натр слишком агрессивен, так что вместо промывки можно получить течь одной или нескольких трубок.

Каустическая сода

Итак, обнаружить мелкие утечки в радиаторе и заделать их вполне по силам даже начинающему автомобилисту. Но с более серьёзными повреждениями, требующими пайки или даже сварки, справится далеко не каждый. Так что без помощи специалиста с подходящим оборудованием и навыками не обойтись.

Как отремонтировать радиатор охлаждения автомобиля

Статья о том, как ремонтировать радиатор охлаждения машины — причины неисправностей, методы устранения проблем. В конце статьи — видео о профессиональном ремонте радиатора. Статья о том, как ремонтировать радиатор охлаждения машины — причины неисправностей, методы устранения проблем. В конце статьи — видео о профессиональном ремонте радиатора.

Как отремонтировать радиатор охлаждения автомобиля

После сгорания топлива в двигателе около 70% выработанной энергии переходит в тепло. Некоторая часть тепла выходит наружу через выхлопную трубу, но о основном оно остается внутри двигателя, нагревая его до высокой температуры.

Для предотвращения перегрева двигателя и отвода тепла в окружающую среду используется радиатор охлаждения (теплообменник), который является основным компонентом охлаждающей системы автомобиля. Исправный и в надлежащем состоянии (чистый) радиатор поддерживает оптимальную рабочую температуру в двигателе, позволяя ему работать на полную мощность.

Однако радиатор, как и все другие элементы автомобиля, может выходить из строя и прекращать выполнять свою функцию. Но при этом вовсе не обязательно сразу обращаться в автосервис для ремонта. Как показывает практика, в большинстве случаев неисправность теплообменника можно устранить самостоятельно. Для этого нужно всего лишь, выявить причину поломки и знать способы ее устранения.

Причины неисправностей радиатора охлаждения

Причины неисправностей радиатора охлаждения

Причин, вызывающих проблемы с радиатором, не так уж много, и условно их можно разделить на три вида:

Можно добавить еще и заводской брак, но эта причина встречается крайне редко. В большинстве случаев указанные выше причины приводят к одному последствию – нарушению герметичности радиатора. То есть, он попросту начинает протекать.

Но есть и другой «результат» поломки, который скорее можно отнести к неправильной эксплуатации – загрязнение теплообменных пластин. Проще говоря, радиатор загрязняется настолько, что перестает обмениваться теплом с окружающей средой, так как налипший и засохший слой грязи (пыль, насекомые, тополиный пух) препятствует отделению тепла от теплообменных пластин.

В данной ситуации вряд ли уместно говорить о ремонте, потому как проблема решается простой промывкой пластин радиатора струей проточной воды. Кстати, грязь может образоваться не только снаружи радиатора, но и внутри него в виде засоров, накипи и коррозийных отложений.

Механические повреждения

Повредить радиатор механически с последующим нарушением герметичности может как небольшой камень, случайно вылетевший из-под колеса автомобиля, так и серьезное ДТП с лобовым столкновением. Также к механическим повреждениям можно отнести и неумелое обслуживание радиатора неопытным автовладельцем, когда он случайно повреждает корпус, теплообменные элементы или другие детали.

Неправильная эксплуатация

Неправильность эксплуатации может заключаться не только в несвоевременной очистке и помывке радиатора, но и в использовании низкокачественной охлаждающей жидкости.

Низкое качество жидкости может привести к ее замерзанию и «размораживанию» радиатора даже при небольшом морозе, с последующим нарушением герметичности. Либо состав низкокачественной жидкости может быть настолько агрессивен, что разъедает металл. А это со временем приводит к тому же дефекту – разгерметизации и протечкам.

Естественный износ при эксплуатации

В автомобиле, как и в другой технике, нет ничего вечного. И радиатор охлаждения — тоже не исключение. Он и его сопутствующие детали также подвержены в процессе эксплуатации коррозии, разрушению, засорам.

Типичные неисправности радиатора охлаждения

Типичные неисправности радиатора охлаждения

Типичные неисправности радиатора можно разделить на два типа: внешние и внутренние.

    нарушение герметичности трубок для доставки охлаждающей жидкости в радиаторные бачки;

  • образование в проводящих трубках засоров, препятствующих достаточному охлаждению жидкости.

Как точно определить место неисправности (течи) радиатора

Как точно определить место неисправности (течи) радиатора

Прежде чем начать ремонтировать радиатор, нужно определить характер и место самой неисправности. Почти все внешние неисправности радиатора (кроме обычного загрязнения) заключаются в нарушении его герметичности, а значит, должна быть утечка охлаждающей жидкости.

Обнаружить факт утечки жидкости из радиатора можно, внимательно осмотрев сам прибор и место под ним. Однако первым признаком протекания радиатора обычно бывают не следы просочившейся жидкости, а снижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке.

Интенсивность вытекания жидкости из радиатора может быть разной, и на начальной стадии визуально незаметной, но быстрое снижение уровня жидкости в бачке замечается почти сразу. Ведь снижение уровня тосола или антифриза приводит к перегреву двигателя, о чем незамедлительно просигнализирует специальный датчик температуры на водительской панели приборов.

Для точного определения места утечки жидкости можно воспользоваться двумя способами. При этом потребуется полностью слить охлаждающую жидкость из радиатора, а сам радиатор отсоединить, вытащить из машины и тщательно промыть.

    Необходимо заглушить (закрыть) все входные отверстия радиатора и оставить только одно. Через оставленное отверстие залить в радиатор воду. Через это же открытое отверстие с помощью насоса или компрессора создать избыточное давление в радиаторе. Из отверстия в поврежденном месте начнет выходить струйка воды.

Способы ремонта радиатора охлаждения

Способы ремонта радиатора охлаждения

Существует несколько способов ремонта радиатора, но не все они доступны и подходят для самостоятельного «гаражного» или «полевого» ремонта. Ниже мы рассмотрим наиболее простые и распространенные способы самостоятельного ремонта в простых условиях, без специального профессионального оборудования.

Ремонт радиатора с помощью герметиков

Внешний ремонт герметиком

Для наружного ремонта радиатора охлаждения часто используют термостойкий клей-герметик с металлическим порошком. Такой состав нередко называют «холодной сваркой» или «металлогерметиком». В продаже такие герметики могут предлагаться уже готовыми к применению или в качестве отдельных компонентов, которые потом нужно будет смешивать до получения однородной массы.

Ремонт радиатора с использованием внешнего клея-герметика достаточно эффективен, но только при условии соблюдения соответствующих технологических требований на каждом этапе работы:

    охлаждающая жидкость должна быть полностью слита из радиатора;

Герметик наносится вокруг отверстия (трещины). Начальное затвердевание происходит в течение 2-3 минут, а полное – в течение суток. Через 24 часа изделием можно будет пользоваться.

Преимущество металлогерметика в том, что его коэффициент температурного расширения близок к коэффициенту металла, и если все сделано правильно, то заклеенный радиатор сможет прослужить еще несколько лет.

Внутренний ремонт химическим герметиком

«Химические герметики» иногда еще называют «жидкостью для восстановления радиатора» или «порошковым восстановителем». Соответственно, такие герметики бывают порошковые и жидкие.

Сразу отметим, что с помощью химического герметика с заливкой внутрь радиатора можно устранять только незначительные протечки (не более 2 мм) и только временно. По сути, это экстренная мера, чтобы дотянуть до гаража или СТО.

Устранение течи с помощью герметика (изнутри) – процесс не сложный. Герметик заливают в систему охлаждения, после чего он контактирует с воздухом и создает полимерную пробку, которая закупоривает отверстие в месте протечки.

Однако у этого метода есть серьезный недостаток – герметик засоряет систему охлаждения, после чего требуется полная промывка системы (и кондиционера с печкой тоже). Поэтому внутреннее использование герметика целесообразно только в экстренном случае, когда устранить протечку требуется срочно. Ездить с таким герметиком можно не более 100 км.

Ремонт радиаторов охлаждения с помощью паяльника (пайка)

Ремонт радиаторов с помощью пайки считается не только более надежным, но и более сложным и трудоемким. Однако данный способ самостоятельного ремонта подходит не для всех радиаторов. Например, его лучше не использовать для ремонта радиаторов, изготовленных из алюминиевых сплавов, которые очень плохо поддаются ремонту в обычных условиях. Такие радиаторы лучше, проще и быстрее заклеивать металлогерметиком. Наиболее пригодными для ремонта паяльником в домашних условиях считаются приборы из латуни.

Ремонт латунных радиаторов с помощью паяльника

Для запаивания радиатора из латуни потребуются:

    паяльник мощностью не менее 50 Вт;

Поверхность для нанесения паевого слоя должна быть предварительно очищена от грязи и пыли. Металлической щеткой удаляются признаки коррозии и окисления. Рабочая поверхность обрабатывается наждачной шкуркой (или надфилем) до блеска, для улучшения адгезии (сцепки) металла с припоем. Наконечник паяльника должен быть чистым и не иметь остатков старого припоя и окалины. Непосредственно перед началом пайки рабочую поверхность необходимо прогреть.

Сначала на поврежденную поверхность наносится толстый слой флюса, затем по этой поверхности с флюсом паяльником распределяется жидкий припой. Пайку рекомендуется выполнять круговыми движениями, как бы втирая жидкий припой в трещину (отверстие).

Важно! Пайку можно проводить только на некотором расстоянии от заводского шва, так как латунь обладает высокой теплопроводностью и может расплавить заводской шов.

Процесс пайки радиатора не так прост, как кажется на первый взгляд. Если у вас нет достаточных минимальных навыков работы с паяльником или вы не уверены в своих силах, то лучше обратитесь к специалисту.

Ремонт радиатора методом заглушки поврежденных трубок

Если радиатор охлаждения имеет обширное повреждение, но при этом оно локализовано (то есть, находится в одном месте), то проблему можно решить заглушкой поврежденных трубок.

Обычно поврежденные трубки плотно пережимают (сплющивают) плоскогубцами с двух сторон как можно ближе к поврежденному месту. Таким простым способом перекрывается утечка охлаждающей жидкости из дефектных отверстий.

Как правило, такие радикальные действия предпринимают в «полевых» условиях, когда нет другого выхода из ситуации. При этом следует помнить, что эксплуатировать автомобиль после такого радикального ремонта долго нельзя, а количество заглушенных трубок не должно превышать 3-4 штук.

Заключение

Самые последние модели автомобилей все чаще комплектуются радиаторами охлаждения с пластмассовыми бочками и центральной частью, изготовленной из алюминиевого сплава. Следует помнить, что на ремонт таких радиаторов не надо тратить время, так как они вообще не подлежат ремонту — их необходимо сразу менять.

Видео о профессиональном ремонте радиатора:

Кто должен ремонтировать и менять батареи отопления в квартирах, как сделать замену бесплатно?

Замена батарей отопления в квартире может повлечь за собой ряд существенных расходов. Это знают многие владельцы жилья в многоквартирных домах (далее – МКД). Если же говорить о том, что даже находящиеся внутри квартир батареи отопления могут относиться к общедомовому имуществу, то об этом знает далеко не каждый человек.

В определенных ситуациях собственник квартиры не должен менять батареи за свой счет. Их своевременная замена и поддержание в надлежащем состоянии, устранение течей и других неполадок может лежать на управляющей компании (далее – УК). Более того, самовольная замена батарей может считаться по закону нарушением правил пользования жилыми помещениями в МКД, что влечет за собой штраф до 1,5 тысяч рублей (согласно ст.7.21 КоАП РФ).

Об этих и других особенностях замены батарей отопления в квартире мы поговорим в данной статье.

Чьей собственностью являются квартирные радиаторы и трубы?

Радиаторы отопления внутри квартир в МКД могут относиться к общедомовому имуществу. Это регламентируют следующие законодательные акты:

  • ЖК РФ – см. ст.36 ч. 1.
  • ГК РФ – см. ст. 290 ч. 1.
  • ПП РФ №491 от 13.08.2006г. ввело в ранг законодательного акта Правила содержания общего имущества в МКД – см. п.5 и 6 данных Правил (далее – Правила эксплуатации МКД).

Во всех указанных актах законодательства отмечено, что к общедомовому имуществу батареи / радиаторы отопления внутри квартиры относятся тогда, когда они являются частью общей системы и обслуживают более одного помещения.

Если на стояке в вашей квартире нет запорного крана, позволяющего отключать радиатор от общей системы отопления – это общедомовое имущество, и его содержание в надлежащем состоянии – обязанность УК.

Если отсекающие краны на трубах перед батареей имеются, ремонт при протечках самих радиаторов системы центрального отопления или замена на более современное оборудование возлагается на кошелек собственника жилья. В этом случае к общедомовому имуществу радиаторы относиться не будут – это оговорено в пункте 5 Правил эксплуатации МКД. В данном разделе указано, что общее имущество – это все, что находится до запорного вентиля (перемычки) на отводе трубы от стояка к батарее.

В пункте 6 Правил при этом говорится, что сама регулирующая и запорная арматура является имуществом общедомовым, отсюда вытекает, что при протечке именно в месте стыковки запорного крана и радиатора устранять неполадку также должна УК за свой счет.

При отсутствии запорного вентиля от стояка отопления в сторону батареи производить их замену самостоятельно запрещено (кто должен производить замену стояков отопления в квартире?). Это может привести к аварийной ситуации, а также повлечет за собой штраф и, возможно, требование демонтировать незаконно установленное оборудование.

Кто и когда должен заниматься обслуживанием и ремонтом?

Согласно указанным выше нормативам, ремонт и замена отопительных приборов, относящихся к общедомовому имуществу, возлагается на УК, собственностью которых является вся система теплоснабжения в доме, если эта тепловая сеть не имеет разграничений внутри квартир (запорных вентилей).

Статью «Содержание и ремонт общедомового имущества» можно найти в квитанции на оплату услуг, согласно которой собственники МКД ежемесячно вносят плату за содержание этого имущества (как формируется плата за отопление?). Изыскивать средства на ремонт и замену батарей и других входящих в отопительную систему коммуникаций УК должна именно из этого фонда.

Кто должен ремонтировать, мы разобрались. Теперь о том, когда должно меняться или ремонтироваться такое оборудование. В случае аварийных ситуаций – незамедлительно.

Вопрос замены радиаторов сложнее. Здесь следует опираться на ГОСТы и другие нормативы, определяющие срок службы батарей.

Сколько составляет срок службы по ГОСТ?

Регулируют сферу изготовления и эксплуатации батарей ГОСТ 31311-2005 и СП 60.13330.2012. В них указаны сроки службы отопительных приборов, в зависимости от материалов, из которых они изготовлены:

  • чугунные служат 25-35 лет;
  • биметаллические – 25-30 лет;
  • алюминиевые – 20-25 лет;
  • стальные – 15-20 лет.

Выяснив, какие батареи обогревают вашу квартиру и когда они были установлены, можно понять, пора ли их заменить.

Если батареи справляются с обогревом помещения, поддерживая в квартире температуру от +18 °С, не протекают и не имеют других дефектов – УК может отказаться их заменить даже при истечении срока службы.

Оценить состояние батарей отопления могут представители УК. В результате проверки комиссия составит акт, в котором будут даны необходимые рекомендации. Если будет рекомендовано заменить радиаторы, являющиеся общедомовым имуществом, можно писать заявление на проведение этих манипуляций самой УК.

За чей счет происходит смена старых радиаторов на новые?

Менять старые батареи на новые, если они не имеют запорных вентилей и не могут с их помощью «отрезаться» от общей системы, должна УК. Сами радиаторы также должна оплачивать УК, поскольку новое оборудование станет их собственностью.

На практике УК часто отказываются покупать, менять или ремонтировать отопительные приборы за свой счет. Это основание для обращения в суд.

По всей стране известны случаи решения таких спорных ситуаций в пользу собственников жилья.

Если запорные вентили в системе отопления имеются, то менять батареи придется за свои деньги. Но обойтись без участия УК все равно не получится. Правила эксплуатации МКД устанавливают (см. п. 5.2.5), что нужно получать разрешение на проведение данных действий. Кроме того, правильно подобрать подходящие батареи можно только проконсультировавшись у специалистов УК.

Перед заменой батарей нужно провести экспертизу и рассчитать, какие радиаторы нужно покупать (сколько секций и т. д.). Экспертиза, если отопительные приборы не являются общедомовой собственностью, также оплачивается владельцем квартиры. Вносить изменения в техпаспорт не нужно – замена батарей не является перепланировкой или переоборудованием, если они устанавливаются на тех же местах, где стояли старые.

Как поменять или отремонтировать отопительный прибор бесплатно через УК / ЖЭК?

Итак, вы живете в квартире, где являющиеся имуществом УК приборы отопления давно пора заменить, либо приобрели жилье на вторичном рынке и столкнулись с такой необходимостью. Только одного желания недостаточно – законность требований бесплатной замены батарей нужно доказать — вышел срок эксплуатации, либо батареи не справляются с обогревом квартиры, не обеспечивая нужной температуры, имеют дефекты и т. д. (узнать температурный график центрального теплоснабжения по ГОСТу и нормы нагрева воды в радиаторах системы отопления можно здесь).

Для того чтобы официально через ЖЭК произвести ремонт или замену радиаторов, должны быть основания. Алгоритм действий должен быть определенным, если добиться цели вы хотите без ущерба для собственных нервов и траты лишнего времени. Все заявления нужно подавать письменно. Инструкция, как добиться бесплатной замены или ремонта отопительных приборов в квартире – далее.

Куда обращаться?

  1. Для начала обратитесь в вашу УК для проведения экспертизы с составлением акта проверки температурного режима в квартире, либо анализа состояния батарей отопления.
  2. На основании рекомендаций, данных по результатам экспертизы, подайте в УК письменное заявление о замене батарей (в двух экземплярах – на вашем принимающий заявление сотрудник должен поставить входящий номер с датой принятия, разборчивой подписью).

Если УК выполняет свои обязательства – вопрос решен, останется лишь дождаться ремонта/замены батарей.

Составив претензию, как и в случае с заявлением, приносите два экземпляра. На вашем должны быть проставлены все те же данные:

  • входящий номер;
  • дата;
  • подпись принявшего документ сотрудника.

В суд следует идти только после прямого обращения в вашу УК с заявлением на ремонт/замену батарей. Возможно, представители УК пойдут навстречу и обращаться в другие инстанции не придется. Обращение в суд – только после направления в УК письменной претензии. Невыполнение изложенных в претензии требований и будет являться основанием для иска.

Необходимые документы

Подавая в УК заявление на бесплатную замену отопительных приборов в квартире, к данному документу нужно добавить составленный специалистами акт о замерах температуры внутри квартиры или осмотра состояния батарей – документ, подтверждающий обоснованность вашей просьбы. Не обойтись и без свидетельства о собственности на квартиру. Можно также приложить квитанции об отсутствии задолженностей по коммунальным платежам.

Составление заявления

Писать заявление на бесплатную замену или ремонт батарей отопления следует на имя руководителя УК. В заявлении обязательно должны быть следующие подпункты:

  1. в шапке указывается, кому адресовано заявление, полное имя и должность человека, а также от кого оно поступает – ваше полное имя, адрес и телефон для связи;
  2. напишите в центре название «заявление»;
  3. изложите полную информацию о ситуации, опишите суть вашей просьбы, основываясь на законодательных актах.

Помимо указанных выше нормативов, регламентирующих правомерность требований граждан на бесплатную замену батарей отопления, можно упомянуть Жилищный кодекс (например, ст. 161, описывающую обязанность УК осуществлять управление МКД так, чтобы это обеспечивало жильцам комфортные и безопасные условия жизни), Правила предоставления коммунальных услуг, утв. ПП РФ №354 от 6 мая 2011г (отсутствие обслуживания отопительного оборудования нарушает положения данных Правил).

В заявлении нужно описать проблему как можно подробнее, но без лишних слов и эмоциональной окраски.

Ни в коем случае не пишите угроз или оскорблений – это делу не поможет. Суть ваших требований должна быть предельно ясна, стиль изложения – деловой.

Следует обязательно указать в конце заявления, какие действия вы предпримете, если просьба не будет удовлетворена. Лучше сочетать эту информацию с фразой: «В случае неисполнения изложенных в данном заявлении требований оставляю за собой право обратиться в …». В конце необходимо указать дату составления заявления, поставить подпись и вашу фамилию с инициалами.

Если вы затрудняетесь написать заявление самостоятельно, либо сразу хотите изложить информацию максимально убедительно, то правильно его составить поможет юрист с опытом ведения дел в коммунальной сфере.

Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:

Сроки процедуры

Законом не установлены сроки выполнения замены отопительных приборов. В аварийных ситуациях меры по обеспечению безопасности должны быть приняты безотлагательно. Насколько может затянуться решение вопроса, если экстренной необходимости нет – зависит только от вашей УК.

Для сокращения сроков решения вопроса в заявлении можно указать временной интервал для выполнения работ, лучше отталкиваться от начала отопительного сезона («…прошу заменить батареи на новые/выполнить ремонт до начала отопительного сезона .. года»). В отопительный сезон, не имея экстренных оснований, будет трудно добиться проведения бесплатных работ.

Если дело дошло до подачи претензии, в ней указывать сроки выполнения ваших требований необходимо. В случае решения вопроса судом – временные рамки установит данный орган.

Когда управляющая компания может отказать и что делать в таком случае?

Практика отказа УК владельцам квартир в МКД заменять батареи отопления бесплатно – повсеместна. На основании того, что радиатор находится внутри квартиры, представители УК утверждают, что платить за новые отопительные приборы и все работы собственник жилья должен сам.

Обращение в вышестоящие инстанции – единственный выход в такой ситуации. Помимо суда, можно обратиться с жалобой на УК в Жилищную Инспекцию или Роспотребнадзор.

Какие сложности с законом могут возникнуть, если проводить работы самостоятельно?

Самостоятельная замена батарей в квартире чревата:

  • нарушением теплообмена в доме;
  • аварийными ситуациями;
  • штрафами.

Если произвести замену батарей самовольно, то при любых авариях платить за порчу имущества будет владелец квартиры. Причем, не только соседям, но и УК.

Заменять батареи, не относящиеся к имуществу УК, можно только после получения письменного разрешения.

Лучше поручать работы сотрудникам вашей УК, так как при дальнейших аварийных ситуациях за нарушения в работе системы отопления дома отвечать будут они. Сторонние же организации не смогут обеспечить собственнику жилья правовую защиту в случае аварий, в том числе возникших не по вине владельца жилья.

Ответственность в случае аварийной ситуации

При авариях после ремонта, если монтаж новых батарей отопления выполнялся сотрудниками не вашей УК, а сторонних организаций, вся финансовая ответственность ляжет на ваши плечи.

Доказать непричастность к аварийным ситуациям можно только в тех случаях, если при замене радиаторов вы получили разрешение, а после установки была произведена экспертиза и подписан акт, подтверждающий, что все работы выполнены в соответствии с нормативами и нарушений не выявлено.

Замена батарей в квартире – сложный вопрос. Если вы мерзнете, а УК не идет навстречу – решить проблему поможет только вышестоящий орган.

Решившись заменять батареи самостоятельно, что приходится делать многим собственникам квартир в МКД, не желающим обращаться в суд и тратить время и деньги, обязательно получите в УК разрешение на проведение работ и наймите для их выполнения сотрудников вашей УК – так можно защитить себя от дальнейших неприятностей.

Практика решения проблем с отоплением в пользу собственников квартир встречается все чаще. Все больше граждан решаются отстаивать свои права, сводя общение с УК не только к ежемесячным оплатам квитанций, но и к тому, чтобы данные компании выполняли свои обязательства перед людьми.

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните

Технология и особенности ремонта радиатора автомобиля своими руками: химия, клей, пайка

Никто не сомневается в ответе на вопрос: что дешевле – купить новый автомобильный радиатор охлаждения, или отремонтировать его. Но, ведь есть ремонт, а есть ремонт.

Может так случится, что на автосервисе за ремонт небольшой трещинки в радиаторе, с вас «сдерут» сумму, эквивалентную, приблизительной стоимости радиатора. Что делать? Как всегда, попробовать произвести ремонт радиатора автомобиля своими руками.

Торопится не нужно, ремонт радиатора авто работа, в принципе, не сложная, но требующая внимания, терпения. Естественно, в случаях, когда необходима пайка, то и определенных навыков.

Устройство автомобильного радиатора

Не суть вопроса, о каком радиаторе идет речь: радиатор системы охлаждения двигателя, радиатор кондиционера или радиатор автономного отопления в салоне. Принцип устройства любого радиатора, одинаков, за исключением конструктивных нюансов.

Устройство радиатора автомобиля по сути, представляет собой алюминиевые трубки на которые напаяны пластины (шайбы). Задача этого устройства, пропуская через трубки охлаждающую жидкость, отбирать у нее тепло (иными словами, радиатор авто охлаждает эту жидкость).

Наиболее характерные неисправности радиатора автомобиля:

Речь пойдет именно о неисправностях самого радиатора, а не термостата, датчика температуры, водяного насоса или вентилятора.

  • внутреннее засорение патрубков радиатора,
  • внутреннее засорение самой сердцевины,
  • наружное засорение сот,
  • механические неисправности, как то: отверстия или микротрещины патрубков, в местах крепления патрубков нарушение герметичности (попросту, недостаточно качественная пайка мест соединения).

Засорение радиатора лечится одним способом – обслуживание радиатора: наружная чистка и внутренняя промывка.

Для устранения механических повреждений, требуется ремонт радиаторов авто. Большую часть работ по ремонту радиаторов автомобилей вы в состоянии выполнить своими руками.

Радиаторы автомобилей

Ремонт радиатора своими руками

Виды технологий ремонта радиаторов авто своими руками

Вы должны понимать, что ремонт радиатора своими руками, производится при незначительных (мелких) неисправностях, в случае, например, когда в каком-то месте подтекает, сочится охлаждающая жидкость. Естественно, что после лобового столкновения, проще радиатор купить, а не ремонтировать. Итак, приступим к ремонту радиатора авто самостоятельно.

Внутренний ремонт при помощи химии

Во времена, когда авторынок не был заполнен всевозможными высокотехнологичными химическими препаратами, самым действенным народным способом «лечения» мелких утечек из радиатора служила горчица. Её засыпали внутрь и под воздействием горячей воды, горчица разбухала, закупоривая мелкие отверстия и микротрещины в патрубках радиатора.

Совершенно по аналогичному принципу действуют все современные химические препараты для ремонта радиатора. Их называют по-разному: и восстановители порошковые, и герметики для, и средства для восстановления.

Недостатком такого вида ремонта является то, что мы не знаем, какой состав и где изготовлено средство. Так же как и в случае с горчицей, возможна ситуация, когда мы можем засорить не только радиатор, но и всю систему охлаждения двигателя, и радиатор отопления, в том числе.

Поэтому, химия для ремонта радиатора может применяться очень осторожно, и только проверенных производителей.

Наружный ремонт радиатора авто

Очень часто ремонт радиаторов автомобилей производится при помощи, так называемой «холодной» сварки либо эпоксидной смолы (клея). В этом случае, наружный ремонт радиаторов авто производится после снятия радиатора. Естественно, предварительно сливается охлаждающая жидкость.

В этом случае всё просто. В любом автомагазине продаются комплекты «холодной» сварки. После тщательной обработки (обезжиривания) ремонтируемой поверхности, трещина или отверстие устраняется веществом из комплекта. Инструкции объясняют порядок применения «холодной» сварки предельно четко.

При помощи этого способа вполне возможно устранение и относительно больших отверстий, например в сердцевине радиатора. Методом наложения заплатки из жести. Способ наружного ремонта с применением современных клеев, вполне эффективный и действенный.

Сварка и пайка для ремонта автомобильного радиатора

Профессионально, как правило, для ремонта радиатора методом сварки, используется специальное оборудование для аргонной сварки или газодинамического напыления. Но, ведь у нас в гараже нет такого оборудования.

Поэтому, прежде, чем приступать к пайке или сварке радиатора, нужно иметь: навыки, оборудование, и присадочный материал. Если вы сомневаетесь в своих силах, то всё же лучше отвезти радиатор к специалистам – дешевле обойдется.

Присадочный материал выбирается исходя из материала радиатора: латунь, алюминий. Работаем газовой горелкой либо паяльником. Место пайки, соответствующим образом обезжириваем.

Сварка или пайка радиатора удобна, если повреждение не очень большое. Если же трубка треснула вдоль по длине, то проще её заменить на новую. Здесь вам тоже понадобится паяльник для того, чтобы демонтировать старую трубку и установить новую.

Вот, такие они, народные способы ремонта радиаторов автомобилей своими руками.

Ремонт радиаторов отопления

Накопившиеся отложения в полости батареи – всего лишь дискомфорт, вызванный ее недостаточным нагревом. А вот протечки намного серьезнее: залитые полы, испорченное покрытие, потоп у соседей снизу. В результате, кроме неприятностей, еще и непредвиденные материальные расходы. И если с обслуживанием радиатора отопления можно повременить, то ремонт производится сразу. Всегда ли он оправдан, в каких случаях дефект получится устранить самостоятельно, как нивелировать риски?

Пример поломки батареи

Подготовительные мероприятия

Они проводятся в любом случае, независимо от вида неисправности радиатора. Его ремонт по месту установки желательно не проводить; лучше после демонтажа. Причина: не все дефекты можно определить лишь осмотром лицевой части батареи. Только тщательная диагностика технического состояния отопительного прибора и мест соединений секций с каждой стороны, торцов позволит избежать еще одного незапланированного ремонта хотя бы в ближайшей перспективе. К тому же по результатам ревизии можно сделать окончательный вывод о целесообразности восстановления работоспособности радиатора – иногда его целесообразнее заменить.

Что понадобится

  • Абразив: шкурка с крупными фракциями, щетка с металлическими ворсинками, рашпиль. То есть любой инструмент, приспособление, материал, пригодные для зачистки участка радиатора (от ржавчины, краски).
  • Лента, которая послужит «латкой». Прочная пористая ткань, марля, бинт.
  • Инструмент с острой гранью, с помощью которого можно сделать мелкие насечки.
  • Радиаторный ключ.
  • Герметизирующий состав.
  • WD-40. Незаменимая вещь, если деталь прикипела и не откручивается (муфта, заглушка, футорка).
  • Сантехнический тросик. Делая ремонт, параллельно стоит провести обслуживание радиатора. Одновременно с устранением неисправности повышается его теплоотдача.

В данном случае подразумевается механическая очистка полости прибора. Если через патрубки видны большие отложения, следует прибегнуть и к иным методикам. Все они подробно расписаны в статьях соответствующей тематики (химическая, гидравлическая, пневматическая), а выбор конкретного способа промывки радиатора зависит от его типа и собственных возможностей.

  • Лента ФУМ.
  • Тряпки, пакля.

Алгоритм действий

  • Перекрывается канал поступления теплоносителя. Если речь идет о многоэтажке, придется блокировать стояк.
  • Пол устилается влагоотталкивающим материалом. Целесообразно под рукой иметь емкость с низким бортиком (таз) для слива части воды при откручивании присоединенных труб, элементов арматуры.
  • После этого радиатор демонтируется.

Диагностика отопительного прибора

  • Визуальный осмотр. Явные признаки протечки – изменение цвета корпуса на каком-то участке, разводы, пятна ржавчины, трещины. Радиатор проверяется на целостность со всех сторон, так как выявление слабых мест позволит своевременно устранить потенциальные неисправности. А значит, еще один ремонт этой же батареи, но уже в ином месте, проводить не понадобится. Если ее покрытие мешает точно определить, имеется ли разрушение материала, оно удаляется – после ремонта (если дефект не на тыльной стороне) радиатор придется окрашивать заново.
  • Проверка герметичности. В ряде случаев коррозия бывает точечной, и визуально заметить подобные повреждения не получится. Чтобы убедиться в отсутствии иных мест, через которые утекает теплоноситель, радиатор подвергается «водной процедуре». Участок с дефектом временно герметизируется пластырем, а на патрубки устанавливаются заглушки. За неимением таковых можно каналы чем-либо закупорить. Если при погружении батареи отопления в ванну пойдут пузыри, значит, в этом месте следует искать еще один участок, на котором происходит протечка.

Ремонт радиатора

Разрушение корпуса

  • Подготовка участка с повреждением. Подразумевается не просто удаление краски, ржавчины, а зачистка до металлического блеска.
  • Определение размера дефекта.
  • Обезжиривание.
  • Приготовление латки.
  • Нанесение тонкого слоя герметизирующего состава. Для оперативного ремонта специалисты советуют использовать замазку, именуемую «холодной сваркой». Тот же пластилин (после размягчения), но с особыми свойствами. Стоит дешево, не дефицит.
  • Если применяемое средство жидкой консистенции (например, эпоксидная смола), сразу же накладывается «пластырь» с расчетом, чтобы хорошо пропитался. Для более надежного скрепления герметика с корпусом на металл целесообразно нанести ряд неглубоких насечек. Проще говоря, поцарапать радиатор на ремонтируемом сегменте.
  • При возможности надежно закрепить латку она фиксируется стяжкой из проволоки, хомутом из ленты или чем-то подобным. Это определяется местом протечки и стороной (лицевая или тыльная). Но если замена радиатора в ближайшей перспективе не планируется, лучше пренебречь дизайном. Надежность важнее, так как при нагреве батареи или сильном скачке давления в контуре пластырь может отвалиться.

Протечка соединения секций

Случай более простой. Так как нижний (верхний) коллектор радиатора круглого сечения, временную заплатку несложно зафиксировать хомутом. Да и вариантов герметизации больше – прорезиненная лента, скотч на полимерной основе, фрагмент тонкого РТИ.

Если вся работа выполнена аккуратно, отремонтированный радиатор прослужит до конца отопительного сезона. Но по его окончании батарею нужно обязательно заменить.

Пример ремонта батареи

Практические рекомендации

  1. Еще на стадии проектирования системы отопления нужно продумать вопрос ремонтопригодности любого из радиаторов. Чтобы его снять, не останавливая котел и не перекрывая контур, включение производится по схеме, в которой предусмотрен байпас и элементы запорной арматуры. Это повышает стоимость работ, но плюс очевиден: при необходимости устранения дефекта в образце его можно легко демонтировать. А далее – промыть, восстановить работоспособность, заменить новым радиатором. Учитывая, скольких неприятностей получится избежать и сэкономить на ликвидации последствий протечки, такие затраты вполне оправданы.
  2. Чтобы не заниматься периодическим ремонтом радиаторов, нужно знать причины, по которым возникают протечки. Многие из них – результат нарушений рекомендаций производителя отопительного оборудования.
    • Неграмотный выбор типа и серии батарей. Радиаторы приобретаются для конкретной системы, характеризующейся своими параметрами (температура, давление).
    • Низкое качество теплоносителя. Наличие твердых фракций (плохая фильтрация жидкости) приводит к появлению царапин на внутренних стенках радиатора. Даже если это анодированная модель, то защитный слой со временем повреждается. Как результат – интенсивная коррозия металла и его разрушение. То же относится и к жесткости воды: агрессивные компоненты вступают в химическую реакцию с материалом корпуса радиатора, постепенно разъедают ниппеля, прокладки.
    • Нарушение порядка монтажа. Основная причина протечек – некачественные присоединения труб. Именно в районе таких участков чаще всего и образуются лужицы на полу.
    • Несвоевременное стравливание воздуха. Этим нужно заниматься регулярно, если на батареях отсутствуют автоматические клапана. Избыток кислорода инициирует разрушение металла, приводит к увеличению внутреннего давления и разгерметизации системы. Явные признаки завоздушнивания батареи: снижение теплоотдачи, посторонние звуки (шипение, бульканье), периодические гидроудары.
  3. Одна из мер профилактики ремонта – своевременная замена радиаторов отопления. Как и любое техническое средство, батареи имеют свой ресурс (указывается в паспорте изделия). Более длительная эксплуатация чревата самыми непредсказуемыми последствиями – от небольших протечек до разрыва секций.
  4. Чтобы снизить риски поломки приборов, желательно все радиаторы оснастить автоматическими или ручными (кранами Маевского) воздухоотводчиками.

Совет профессионала. Ремонт (замена) батареи – дело хлопотное, а иногда и дорогое, требующее времени и связанное с рядом неудобств в отопительный сезон. Чтобы избавить себя от неприятностей, приобретать радиаторы нужно в специализированных организациях (интернет-магазинах, профильных торговых центрах). В этом случае покупатель получит не только качественный товар, но и полезные рекомендации по всем вопросам грамотного обустройства отопления. Выбирать же батареи неизвестного производителя на рынке или в местах распродаж, ориентируясь на привлекательную цену и скидки – не самое рациональное решение.

В нашем интернет-магазине большой выбор радиаторов отопления разных типов, элементов запорно-регулирующей арматуры. Все изделия известных производителей, высокого качества и по цене завода. Покупая на сайте alfatep.ru, вы получите детальную консультацию специалистов по всем вопросам, касающихся сферы монтажа, обслуживания и оперативного ремонта отопительного оборудования. Задать их можно по телефону «горячей линии» 8 (495) 109 00 95, а также в разделе «Контакты».

Ссылка на основную публикацию