Особенности и виды витражей

Витражные техники, виды витражей

Существует достаточно много различных витражных техник, давайте изучим каждую из них более подробно.

В современном мире существует множество различных видов витражей. Их изготовление – это трудоёмкий процесс, требующий особых навыков и знаний. Если вы хотите придать вашему интерьеру изящества, обратите внимание на витражи. Выбирайте из большого количества витражных техник, ту, что вам по душе. Виды витражей поражают своим разнообразием как техник изготовления, так и материалов.

Витражи Тиффани

Это техника, основанная на подборе цветов и оттенков. Витражи Тиффани изготавливаются следующим образом:

1. Определяется размер и осуществляется разработка эскиза.

2. Подбирается цветовая гамма. Этот этап самый важный и требует особой внимательности. Стекло передаёт свой истинный цвет только при специальном освещении и ни одна фотография не сможет его продемонстрировать.

3. Стекло нарезается на фрагменты, и каждый кусок шлифуется и подгоняется.

4. Фрагменты обрабатываются по периметру фольгой и обезжириваются.

5. Затем они выкладываются на заранее изготовленную матрицу и спаиваются между собой свинцово-оловянным припоем. Чтобы придать оттенок спайке её необходимо покрыть патиной, чаще всего используется чёрная или коричневая.

6. Витраж обрамляется для установки.

Фотовитраж (печать на стекле, фотопечать, УФ-печать)

Три вида техники фотовитража

Печать осуществляется на любой стеклянной поверхности с применением специального принтера. Для изготовления такого фотовитража применяются особые краски, которые хорошо впитываются в стекло под воздействием ультрафиолетовых лучей или высоких температур.

Нанесение изображения на прозрачную плёнку с дальнейшим её наклеиванием на стекло.

Аналог плёночного метода, только помещается рисунок между двух листов стекла.

Пленочные витражи

Это наименее затратный способ изготовления витражей.

Изготовление витража с применением пленочной техники:

1. Утверждается рисунок.

2. Стеклянная поверхность обезжиривается.

3. Из плёнок различной цветовой гаммы нарезаются части, выбранного изображения.

4. Плёнка смачивается водой и раскатывается специальным резиновым валиком, что позволяет удалить лишнюю воду. Оставляются зазоры.

5. На зазоры наклеиваются бевели при помощи ультрафиолетового клея. На последнем этапе изображение фиксируется свинцовой лентой, проходящей по бевелям. Лента покрывается оксидирующей жидкостью для придания ей соответствующего оттенка.

Пескоструйные витражи

Пескоструйные витражи выполняются с применением воздушного потока и песка. Они бывают нескольких видов:

1. Художественное матирование – это техника нанесения изображения при помощи сжатого воздуха и воздействия специальной жидкости, содержащей металлические абразивные частицы на заранее заготовленный шаблон.

2. Художественный пескоструй – обработка мощным потоком воздушно-песчаной смеси с добавлением красящих веществ.

3. Гравировка – это нанесение изображения большим потоком воздуха с песком. Сила потока регулируется и за счёт этого варьируется глубина прорези и создаются скульптурные, объёмные изображения.

Фацетные витражи

Данный тип витражей изготавливается следующим образом:

1. По периметру стекла снимается фаска.

2. После снятия она шлифуется до матовости.

3. Деталь полируется и становится полностью прозрачной.

4. Для усиления преломления лучей фаска делается шире.

5. Фацетные витражи вставляются в латунную или медную оправу, которая придаёт торжественности.

Заливные (контурные) витражи

Этот вид техники подразумевает создание рисунка вручную.

1. Подбирается рисунок и переносится на бумагу в полную величину. При этом на эскизе подписываются цвета.

2. Поверхность стекла обезжиривается.

3. Полимерной краской наносится контур рисунка на стекло, под которым расположен эскиз. Он будет служить барьером.

4. После полного высыхания контура, элементы заполняются красками или лаком.

5. Готовые заливные(контурные) витражи разрешается устанавливать только спустя 24 часа – это время отводится на то, чтобы они могли хорошо просохнуть.

Фьюзинг (спекание стекла)

Уникальная техника при которой рисунок создаётся либо запеканием различных по цвету и размеру кусочков стекла одновременно, либо путём впекания в стекло предметов. Например, это может быть проволока.

1. Цветные стёкла вырезаются по очертаниям рисунка.

2. Они выкладываются на основу – чаще всего эту роль играет прозрачное стекло.

3. Заготовка помещается в печь. Под воздействием высокой температуры стёкла припекаются друг к другу.

Классический (наборный) витраж

Это техника является одной из самых простых в производстве витражей. Классический витраж производится на наборном столе из фрагментов стекла, которые нарезаются заранее. Этот тип техники применяется в изготовлении витражей, которые не содержат росписи.

Применяется несколько способов сборки:

1. Кусочки мозаики собираются сразу на заранее приготовленную металлическую конструкцию.

2. Фрагменты выкладываются на лист стекла и приклеиваются к нему.

Роспись по стеклу

Эта техника предполагает обязательное наличие росписи на стёклах. Картина может быть, как цельная, так и собранная на металлической оправе из отдельных расписанных фрагментов. Работа этой техникой может проводиться как на гладкой поверхности, так и на рифлёной. Роспись по стеклу может быть абсолютно любой сложности от незатейливого орнамента до великолепных картин.

Художественная мозаика

Мозаичный витраж – это техника, подразумевающая обязательное создание орнамента. Витраж, изготовленный с применением данной техники, может использоваться в качестве фона, при создании других типов витражей или как самостоятельный дизайн окна.

1. Разработка эскиза.

2. Подготовка формы.

3. Укладка, заранее нарезанных стёкол и формирование изображения.

4. Обработка швов и их заполнение.

Художественное моллирование

Этот метод формования стекла, позволяющий выгибать стекло по заранее заготовленной форме, сохраняя его гладкость.

1. Создание витража.

2. Подбор эскиза и подготовка фрагментов.

3. Нагрев стекла до температуры от 600-700 градусов в плоской тоннельной печи, чтобы оно стало текучим.

4. Под собственным весом стекло деформируется, принимая форму матрицы.

5. После того как стекло остынет его можно устанавливать.

Комбинированные витражи

Это витражные техники, объединённые в одну картину, которая будет уникальным творением. Применяя всего лишь одну технику изготовления, воспроизвести такую картину невозможно. Картины данного типа создаются только по индивидуальным эскизам. Их изготовление напрямую зависит от сферы применения. Это сложный и трудоёмкий процесс, так как необходимо подбирать сочетания, как техник, так и материалов для изготовления.

Читайте также:
Мягкая, гибкая кровля

3D Витражи

Это новейшая техника создания витража, создающая иллюзию объёмного изображения.

1. Выбирается эскиз и нарезаются части стекла.

2. Производится обработка каждого кусочка: срез неровностей и обточка сколов.

3. Все частицы стекла соединяются в целое изображение с применением припоя из латуни.

4. Далее картина вкладывается между двух листов стекла – это обеспечивает нужный эффект и прочность.

5. Заготовка помещается в печь и нагревается при температуре 850 градусов. Время изготовления составляет 10 минут. Когда заготовка остынет, она обворачивается лентой из алюминия и заливается каучуком в жидком виде.

Рюмочная плитка

Эта техника представляет собой плоский круг с концентрическим, образующим искусственные неровности рельефом. Возникает такой рисунок при постоянном вращении заготовки в процессе обработки. Рисунок рюмочной плитки равнозначен по техники изготовления ножки рюмки, а именно опорного пятака. Изготовление её производится с применением стеклодувной трубки.

Кабошон

Это фигурная вставка при изготовлении витражной плитки. Кабошон по внешнему виду напоминает капельку воды или прозрачную пуговицу. Для его изготовления применяется либо техника прессования, либо моллирования. Форма этой вставки полусферическая или вдавленная полусферическая. Обязательно должен присутствовать выступ для дальнейшего крепления.

Травление

Техника, построенная на взаимодействии плавиковой кислоты с одним из элементов стекла, а именно диоксидом кремния. Применяется защитный трафарет, который позволяет создавать рисунок. Травленный витраж – это объёмные рисунки, рельеф которых ощутим на стекле.

1. Сначала наносится защитная плёнка на стекло.

2. На плёнку – контур будущего рисунка.

3. Далее кислотой выплавляется изображение.

Этот метод требует особой осторожности, потому что кислота разъедает не только стекло, но и другие поверхности, например, кожу при попадании на нее.

Бендинг

Это техника при помощи, которой витражу придаётся полукруглая или угловая форма. Для этого витраж помещается в печь и при высоких температурах меняет форму. Бендинг похож на фьюзинг, но температура, время изготовления и оснастка отличаются.

Узор «Мороз»

Эта техника выполняется в несколько этапов:

1. Самый сложный этап – подготовка поверхности, её необходимо: зацарапать, протравить или затереть абразивным металлом.

2. Нанести столярный клей или желатин.

3. Поместить в печь.

4. Дать клею высохнуть, чтобы он сжался и выдернул тонкие кусочки стекла.

Витраж, выполненный в такой технике, напоминает морозные узоры на окне.

Это объёмная решётка, которая чаще всего вырезается из камня или дерева, образуя тем самым оконный переплёт. В ней используются цветные стёкла.

Эрклез

Это специальная вставка в витраж. Её изготовление производится следующим образом:

1. Вырезается кусочек стекла.

2. Обтачивается по шаблону.

При такой обработке сколотые грани при солнечных лучах имеют особое свечение.

Нацвет

Техника наложения тонкого стекла на толстое. Его изготовление производится исключительно при горячем формировании. После обработки получается контрастное, силуэтное изображение. Например, получение белого рисунка на цветном фоне или наоборот.

Паечный витраж

Это техника создания витража, являющаяся основой всех остальных. Кусочки стекла собираются в металлическую оправу и запаиваются в стыках. Стёкла применяются как цветные, так и однотонные, в том числе расписные.

Виды витражей и техники их изготовления очень разнообразны и неповторимы, но все они выглядят оригинально и помогут придать изюминку интерьеру любого помещения. Заказать витраж можно даже на самый взыскательный вкус.

Витраж — масштабный шедевр монументального искусства из маленьких кусочков цветного стекла

Витраж (от французского vitre — «окно») — это произведение монументального искусства в виде установленной в оконный проем прозрачной композиции из кусочков разноцветного стекла. Витражи представляют собой важную декоративную составляющую архитектурного сооружения и часто используются для украшения храмов.

Витраж. Витраж Собора Парижской Богоматери, XII век

Витраж, в отличие от обычного окна, не только пропускает, но и окрашивает в разноцветные оттенки солнечный свет. Яркая и красочная картина из цветных стекол при естественном освещении создает внутри здания особую атмосферу, подчеркивает красоту интерьера и оказывает сильное эмоциональное воздействие на человека.

Витраж. Витраж Дворца каталонской музыки, 1908

Виды витражей

Витражи могут различаться по нескольким критериям, в том числе по назначению (сфере применения) и особенностям внешнего вида. Но наиболее подробным и распространенным является разделение витражных композиций по технике исполнения на следующие типы:

  • Классический или наборный. По заранее изготовленному шаблону изготавливают комплект цветных стеклянных элементов и профиль для соединения фрагментов. Каждая стеклянная деталь обрамляется тонкой полоской цветного металла и припаивается к соседней в соответствии с шаблоном. В традиционной технике для изготовления профиля используют свинец, а при изготовлении витража по методу Тиффани — тонкие медные полоски.
  • Расписной. На поверхности стекла художник-витражист рисует изображение цветными водорастворимыми красками. Затем композицию покрывают защитным слоем и обжигают в печи при высокой температуре.
  • Пескоструйный. Лист стекла обрабатывают абразивными материалами, чаще всего мелкими частицами песка под большим давлением. В результате гладкая прозрачная стеклянная поверхность становится матовой.
  • Спечной (фьюзинг). В этой технике не используется металлический профиль. Из кусочков стекла составляют орнамент или сюжет, который потом обжигают в печи. Соседние стеклянные элементы спекаются между собой и образуют цельную композицию.
  • Травленый. В этой технике стеклянную заготовку обрабатывают специальными агрессивными веществами. В результате химической реакции верхний слой стекла растворяется, а поверхность листа в обработанных местах становится матовой.
  • Литой. Характеризуется высокой трудоемкостью. Каждый стеклянный модуль отливают или выдувают отдельно, а затем из набора элементов собирают витраж. Стеклянные части соединяют между собой арматурой или строительным цементом.
  • Фацетный. По своей сути очень похож на классический метод изготовления витража. Отличие заключается в том, что с каждой стеклянной детали перед установкой снимают фаску, а композицию собирают из ограненных элементов.
  • Комбинированный. Представляет собой сочетание двух и более перечисленных выше витражных техник.
Читайте также:
Отдельностоящие посудомоечные машины

Витраж. Витраж Йоркского готического собора, ХIII век

Для декоративного оформления интерьера зданий и помещений также используют различные техники имитации витражей. Среди них наиболее распространены:

  • Заливная контурная. Цветными красками художник наносит на стекло сначала рисунок, а затем контур, имитирующий профиль.
  • Пленочная. На стеклянный лист аккуратно наклеивают цветную полимерную пленку и тонкие полоски металлической ленты, из которых образуется композиция.
  • Накладная. В отличие от предыдущей техники вместо полимерной пленки используют более толстые материалы (обычно — стеклянные пластины).
  • Фотопечать. Изображение на стеклянные поверхности наносят с помощью современного печатного оборудования.

Витраж. Витраж мечети Насир аль-Мунк, XIX век

Витражи также можно разделить на 3 основные группы по типу изображения:

  • сюжетные;
  • орнаментные;
  • комбинированные.

Витраж. Лампа Тиффани, XX век

История витража

История витража по мнению большинства ученых насчитывает более 2000 лет. Наиболее древние образцы этого искусства относятся к античной эпохе. Мозаикой из цветных стекол были украшены небольшие оконные проемы домов богатых жителей Рима. До наших дней сохранились исторические документы, которые свидетельствуют, что на окнах Константинопольского Софийского собора еще в 330 году были установлены разноцветные витражи.

Витраж. Витраж собора Сент-Шапель, XIII век

В IV-V веках при строительстве раннехристианских церквей в Западной Европе была распространена практика заполнения оконных проемов тонкими прозрачными алебастровыми пластинами с деревянным профилем — примитивной имитацией витража. Но уже в VI веке для этих целей начали использовать цветное стекло и свинцовый профиль, о чем упоминается во многих средневековых хрониках.

Витраж. Galeries Lafayette Paris Haussmann, 1912

Витражи Аугсбургского Собора, датированные 1065 годом, считаются наиболее древними из дошедших до нас произведениями этого вида искусства. В них использованы прозрачные стекла, окрашенные разноцветными красками.

Витраж. Витраж «Пророк Даниил» из Аугсбургского собора, 1065

В Средние века в европейской архитектуре на витражных панно изображали фигуры святых и даже целые сюжеты из Святого Писания. В это же время в исламском мире получили широкое распространение орнаментные витражи в мечетях.

Витраж. Интерьер Gran Hotel Ciudad de Mexico, 1968

В эпоху Возрождения произошли серьезные изменения в витражном искусстве. Художники стали использовать стеклянные окна в качестве основы для написания картин темперными, а позже и масляными красками.

Витраж. Композиция «Четыре сезона» в парке скульптур в Мельбурне, 1978

В период Реформации в Западной Европе происходило массовое разрушение церквей в ходе религиозных войн. Огромное количество старинных витражей были разбиты, а вместо них вставлены обычные прозрачные стекла. Постепенно древние витражные техники были утрачены вплоть до конца XIX века.

Витраж. Купол Чикагского культурного центра, 1897 год

Возрождение интереса к витражу произошло благодаря гениальному американскому художнику Луису Комфорту Тиффани (Louis Comfort Tiffany). Сын знаменитого на весь мир основателя ювелирной компании Tiffany & Co с начала 1880-х гг. увлекся изготовлением из стекла предметов декоративно-прикладного искусства.

Витраж. Купол Швейцарского Федерального дворца, 1902 год

Луис изобрел собственную технику витража, которая оказалась чрезвычайно успешной. Вместо свинцовых пластин в качестве профиля для соединения стеклянных элементов он начал использовать тонкие медные полоски, которые приклеивал воском и припаивал оловом.

Витраж. Окна венгерской комнаты здания Питтсбургского университета в США, ХХ век

Новая технология позволила изготавливать из цветного стекла не только витражи, но и великолепные объемные композиции. Огромным спросом у обеспеченных людей начали пользоваться изысканные лампы со стеклянными абажурами.

Витраж. Окно в здании Либерецкой городской ратуши, XV век

С начала ХХ века до наших дней постоянно совершенствуются старинные и возникают альтернативные витражные техники. Яркие красочные композиции из мозаичного стекла все чаще используются не только при оформлении храмов, но и в строительстве общественных и коммерческих зданий.

Витраж. Пресвитарианская мемориальная церковь Брауна в Балтиморе, ХХ век

Самые известные витражи мира

К самым известным витражам мира можно отнести десятки выдающихся произведений монументального искусства разных эпох. И все же, стоит выделить шедевральные витражные композиции в следующих зданиях разного назначения:

  • Ахенский Собор (Германия) — VIII век.
  • Готический Собор Сент-Шапель (Париж, Франция) — XIII век.
  • Мечеть Насир аль-Мульк (Шираз, Иран) — XIX век.
  • Галерея Лафайет (Париж, Франция) — 1912 год.
  • Гранд Отель Сиудад де Мехико (Мексика) — 1968 год.
  • Йоркский готический собор (Великобритания) — XIII век.
  • Дворец каталонской музыки (Барселона, Испания) — 1908 год.
  • Чикагский культурный центр (США) — 1897 год.
  • Собор Парижской Богоматери (Франция) — XII век.

Витраж. Витраж Ахенского собора, VIII век

Уникальные предметы антиквариата и старинного искусства посетители портала Very Important Lot могут приобрести на арт-аукционах в режиме онлайн. Наш сайт также дает уникальную возможность всем желающим недорого купить картины, иконы и изделия из стекла у современных авторов.

Витражи – разнообразие видов и техник, способы изготовления своими руками

Это сегодня технологии остекления достигли таких высот, что окно может быть практически любого размера, формы и цвета, а нашим предкам приходилось ломать голову над заполнением оконных проемов. Так появился витраж – светопроницаемое панно из кусочков цветного стекла или тонких каменных пластин. В этой статье мы рассмотрим, как делать витражи своими руками, которые актуальны по сей день. И не только как вид искусства, но и как возможность разнообразить практически любой интерьер. Рассмотрим:

  • какие техники изготовления витражей сегодня используются;
  • способы создания витражей своими руками;
  • как сделать витраж Тиффани своими руками.

Техники создания витражей

Популярность мозаичных картинок во многом обусловлена возможностью их самостоятельного изготовления различными способами. В зависимости от материалов и технологии это могут быть не только витражи на окна, но и различные элементы декора. Это и плафоны, и дизайнерские цветочные горшки, и вставки в двери, и предметы меблировки, и обрамление межкомнатных арок, и многое другое. Сегодня существует несколько распространенных техник изготовления витражей своими руками.

Пайка

Классика витражного дела. Сюжет по эскизу нужно собирать из отдельных стеклянных фрагментов (витражные смальты), которые фиксируют между собой свинцом, медью, оловом или латунью. Каждая смальта оборачивается кованным или литым «шнурком» и спаивается с остальными.

Сейчас этот способ несколько модифицировали и для окантовки используют мягкую металлическую ленту (фолию) – медную или латунную.

Ярким примером современной пайки являются известнейшие витражи Тиффани, это уже практически имя нарицательное, распространившееся и на саму технику создания витража с использованием фолии.

Читайте также:
Ремонт погружного скважинного насоса "Водомет" своими руками

Сюжеты из разных мелких деталей собирают, спаивают и обрамляют, технология позволяет создавать любые формы, а не только плоские панно.

Фацет

Для витражей используется толстое, от 6 мм, стекло, со всех граней каждого элемента под небольшим углом снимается фаска, что обеспечивает преломление света. Фацетные витражи выполняют из особых сортов стекла – свинцового и поташного, первое тяжелее, но дает сильный оптический эффект, второе легче, но и лучи в нем не так играют. Наиболее зрелищными считаются комбинированные фацетные витражи из стекол обоих видов. В силу толщины и тяжести элементов собирают такие картины только в алюминиевый профиль. Поэтому их второе название – алюминиевые витражи.

Фьюзинг

Более сложная техника, но и витражи можно сделать объемные и более зрелищные, возможно изготовление многослойных картинок или фигурок. Разноцветные стеклянные элементы укладываются согласно сюжету, запекаются и прокатываются, границы фрагментов могут оставаться четкими или наслаиваются, проявляя фактуру рисунка, недостижимую в других техниках.

Травление

Рельеф на стекле образуется в процессе обработки поверхности специальными кислотами, используются трафареты, по контуру которых вытравливают рисунок.

Аппликация (пленочные витражи)

Это не совсем техника создания витражей своими руками, хотя в результате и получается нечто подобное, это способ изготовления имитации с помощью стеклянной или пластиковой основы, разноцветных витражных пленок и специального металлического скотча. Рисунк постепенно создается на основе посредством наклеивания слоя матовой пленки, а контуры изображения обклеиваются скотчем, чтобы дать рельефный узор.

Роспись (заливка)

Тоже имитационная техника, только рисунок не наклеивается, а раскрашивается на стекле своими руками стекспециальными витражными красками. Роспись получается прозрачнее, а заливка дает более яркие, насыщенные витражи. Контуры в этом случае сначала прорисовываются более толстыми линиями контурной пастой, для придания фактуры, или также обклеиваются скотчем/проволокой. Требует художнических навыков.

Витражи своими руками

Для самостоятельного создания витражей в домашних условиях подойдут не все техники, так как вряд ли у каждого в кладовке завалялись кованные или литые металлические полосы, фаскорез с алюминиевыми профилями или печное оборудование. Теоретически можно достать плавиковую кислоту, но придется дышать испарениями, а гарантировать получение узора, а не ожога, сложно. Поэтому домашним мастерам остается техника Тиффани и две имитации на выбор.

Для витражей Тиффани потребуется определенное оборудование, да и работа это достаточно кропотливая и трудоемкая, росписью же и заливкой можно заниматься любому начинающему витражисту и даже с детьми. Но если Тиффани – это полноценный витраж, который можно вставить хоть в окно, хоть в двери, то имитация классического витража все равно себя выдает, даже если рисунок зеркальный с двух сторон.

Витраж Тиффани

Рассмотрим пайку с использованием фолии, которую можно купить в любом художественном магазине, как способ создать настоящий витраж в технике Тиффани.

Рисунок – выбирая рисунок, стоит избегать слишком сложных линий, их потом не только вырезать из стекла, но и обрабатывать и соединять, лучше остановиться на фигурах с плавными изгибами и для начала из средних размером деталей. Эскиз можно взять из интернета, там масса вариантов узоров в различных техниках с учетом специфики витражной живописи. Можно нарисовать самостоятельно, при условии, что желание подкреплено хотя бы минимальными навыками. Если таковых не наблюдается, лучше воспользоваться типовыми заготовками.

Резка – эскиз переносится на толстый картон и разрезается на детали (пронумерованные). Чтобы осталось место на пайку, контур смальты должен быть глубже контура шаблона на 0,5-0,7 мм. Шаблон прикладывается к стеклу и обводится, а затем из стекла вырезается деталь.

Больше шансов вырезать фигуру, а не испортить стекло, на твердой, ровной поверхности, используя качественный алмазный стеклорез (с криволинейной режущей гранью) и не делая резких движений.

Листовое витражное стекло стоит прилично, чтобы сэкономить, можно воспользоваться старым боем. Перед тем, как приниматься за смальты, желательно потренироваться на резке обычного стекла изогнутыми линиями, чтобы набить руку.

Обработка – грани каждой детали необходимо обработать шлифмашинкой для стекла.

Но это дорогое удовольствие и чаще для доводки смальт используются бруски № 220-240, шириной 12-20 мм, как минимум, квадратный и полукруглый, треугольный нужен для сложных элементов, когда есть изгибающаяся вовнутрь линия.

При шлифовке смальту и брусок опускают в подходящую емкость с водой. После шлифовки каждую смальту по контуру оборачивают фолией, края завальцовывают (разравнивают и прижимают ленту деревяшкой или пластиком). После краев разглаживают торцы и еще раз проходятся по всему периметру.

Сборка – профессионалы рекомендуют нарезать, обрабатывать и укладывать смальты по одной, но это личное дело каждого. Сборку проще выполнять на светокопировальном станке. За неимением можно положить прозрачный лист пластика или толстого стекла между опорами и подсветить настольной лампой. Еще проще, если есть журнальный столик со стеклянной столешницей – тонкая ткань, калька (трафарет) и вперед. Подсветка необходима, чтобы не допустить щелей между смальтами, при укладке их плотно подгоняют друг к другу или к границам узора. Трафарет фиксируют двумя планками – слева и сверху или справа и сверху (для левшей), выкладку начинают с угла, постепенно заполняя весь узор.

Флюсовка – собранный витраж обжимают рейками с оставшихся сторон, следя, чтобы детали не выпирали вверх или в угол, при необходимости довальцовывают кромки, приглаживают и прижимают. В идеале, витраж перебирают заново, чтобы равномерно покрыть флюсом и грани и торцы, но можно и упростить задачу, тщательно пройдясь обильно смоченной кисточкой или ватной палочкой по граням каждой детали. Флюс выбирают полуактивный, с бурой, остатки активного могут с течением времени разъесть переплет.

Пайка – отличается от привычной радиотехнической и оборудованием и способом исполнения.

Читайте также:
Настенные электрорадиаторы — революция или эволюция?

Для пайки Тиффани нужен особый паяльник, у которого бронзовое никелированное жало (короткое, белого цвета с характерным блеском).

Мощность этого инструмента всего 100 Вт, он нагревает элементы до нужной температуры, но припой к нему не прилипает. Обычные, оловянно-свинцовые припои не рекомендуются, из-за них могут трескаться смальты. Поэтому для Тиффани лучше использовать припои с кадмиевыми присадками (ПОСК-50-18, Авиа-1). Можно обойтись и припоем ПОС-61/61М, но он мягче и не такой прочный.

Паяют Тиффани капиллярным способом в два этапа – сначала по контуру смальты прокапывают расплавом припоя примерно через сантиметр (нитка по ширине как жало), не касаясь деталей паяльником и припоем. За один подход не рекомендуется проходить большой участок, если витраж габаритный. Проходят фрагмент с мужскую ладонь, дают витражу остыть, продолжают, пока не прокапают каждую деталь. Вторым заходом каждый шов пропаивают, накладывая припой по контуру каждой смальты и нагревая, пока он не просочится сквозь шов и не покроет соединение изнутри.

Обрамление – готовый витраж припаивается к профильной рамке, прямоугольной, если это плоское панно, или фигурной, если речь о плафоне или другом элементе декора. Зачищенная и обезжиренная (спиртом) рамка покрывается флюсом изнутри, а витраж по кромке с лицевой и боковой стороны. Раму накладывают на композицию или вставляют композицию в каркас и паяют, как смальты, фрагментами, если остается щель, ее тоже флюсуют и пропаивают.

Промывка – часть изготовления витража, необходимая для удаления остатков флюса, как ни старайся, а собирается он не только в швах, но и на смальтах. Сегодня простейший способ избавиться от этих пятен на этом этапе – обработать витраж губкой, смоченной в средстве для мытья посуды, после чего изделие промывается и вытирается.

Патинирование – если уже браться за Тиффани, стоит раскошелиться на специальное цветное стекло, листовое или бой, так как пленка или краска смотрится все же хуже. А вот патинирование такому витражу не повредит, а только подчеркнет его красоту. Аккуратное нанесение готового состава на переплет выполняется в перчатках и респираторе, а помещение должно хорошо проветриваться. Если напачкали – смело мыть, вытирать и в заключении – аккуратно полировать мягкой тканью. При необходимости металлическое обрамление закрывают декоративной рамкой из дерева или имитации.

Независимо от выбранной техники, витраж, сделанный своими руками, будет не только украшать дом, но и радовать осознанием того, что и вам по плечу древнейшее из искусств.

Упрощенная разновидность витража, но тоже вполне способная оживить дом или сад – на нашем сайте в статье о декорах из керамической плитки. Еще одна возможность оригинально оформить жилище – пробковые обои или бамбуковые покрытия. Это совершенно другая, но не менее интересная тема. В видео можно подсмотреть хитрости профессионального дизайнера.

Витраж – искусство, запечатленное в Вашем интерьере

В нашей стране на сегодняшний день далеко не каждый обыватель имеет верное представление о том, что такое витраж, для чего он нужен. В лучшем случае представляется старинный дом в готическом стиле или церковь XVII-XVII века. Однако на современном этапе развития витражная техника прекрасно сочетается с другими видами изобразительных искусств, например с живописью, архитектурой или отделочными работами.

Содержание

История появления витража:

Впервые о витраже как искусстве упоминается в документах Древнего Египта и Древнего Рима. «Витрум» – в переводе с латинского языка означает «стекло». Изначально технику витража действительно использовали в отделочных работах преимущественно церковных зданий. На окнах церквей изображались религиозные сюжеты, и солнечный свет, проникая сквозь стекло, расцвечивал их яркими красками. Однако с течением времени художественные витражи все чаще начинают использоваться в отделке жилых и общественных зданий, а религиозная тематика изображений сменяется светской, отражающей современные веяния в искусстве. На сегодняшний день витражи – это художественные композиции, узоры, орнаменты, которые изготавливаются на цветных или бесцветных стеклах, отдельные детали витража или вся его плоскость могут быть расписаны красками, часто также используются витражи, состоящие из отдельных деталей.

Витражи в современном мире:

В настоящее время витражная техника имеет широкие перспективы развития в нашей стране. С чем это связано? Современные виды отделочных работ, применяемые в широкой практике слишком однообразны, а строящиеся здания зачастую похожи друг на друга как близнецы. Тем большее значение приобретает витражная техника, которая позволяет передать индивидуальность проекта, стать неповторимой визитной карточкой Вашего дома. Кроме того проектировка современных зданий зачастую предусматривает наличие больших окон, а витражная техника позволяет передать ту особую яркую и теплую атмосферу, уют в доме, которые сохранятся несмотря на серую промозглую осеннюю или зимнюю погоду за окном. Таким образом, витраж на сегодня это элемент декора, используемый дизайнерами интерьера, для передачи яркого и решающего акцента в ансамбле Вашего неповторимого индивидуального проекта.

Современные витражи можно классифицировать по видам. Витраж может быть пескоструйный, мозаичный, наборный, спечной, расписной, травленый, свинцово-паечный, фацетный, комбинированный и т.д. Каждый вид витража характеризуется своими особенностями и техникой изготовления.

Приведем краткие характеристики отдельных видов витража.

Пескоструйный витраж

— группа стекол, которые выполнены в одном техническом приеме, с использованием пескоструйной обработки. Они объединены общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.

Мозаичный витраж

— наборный витраж, как правило, в виде геометрического орнамента, напоминает мозаику. Мозаичный набор может быть использован как самостоятельный вид витража, либо может быть использован как фон.

Наборный витраж

— один из самых простых видов витража. Применяются заранее нарезанные стекла из которых на наборном столе создается витраж, как правило, без использования росписи.

Спечной витраж или фьюзинг

— рисунок этого вида витража создается с помощью совместного «запекания» разноцветных кусочков стекла или путем впекания в стекло инородных элементов (например, проволоки).

Читайте также:
Садовые дорожки из камня

Расписной витраж

— вид витража, в котором отдельные стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов.

Травленый витраж

— группа стекол, выполненных с помощью одного технического приема, который относится к технике травления. Группа стекол объединена общей композиционной и смысловой идеей и расположением в секциях рам.

Свинцово-паечный (паечный) витраж

— классический вид витражной техники, ставшей основой для других разновидностей витража. Это витраж, который собран из кусочков стекол в свинцовую оправу. Свинцовая оправа запаяна в стыках. Стекла могут быть цветными и расписанными краской, которая далее обжигается в специальных печах, благодаря чему она накрепко вплавляется в стеклянную основу, становясь с ней единым целым.

Фацетный витраж

— выполняется из стекол со снятой по периметру стекла фаской или объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку. Чтобы получить широкую фаску (это усиливает эффект от преломлений света) требуется более толстое стекло, что увеличивает вес витража. Поэтому готовые фацетированные детали собирают в более прочную (латунную или медную) оправу. Подобный витраж лучше размещать в межкомнатных дверях, дверцах мебели, так как такая оправа в состоянии выдержать нагрузки открывания/закрывания, а свинец в этом случае провисает. Золотистый оттенок медной или латунной оправы придает вещам драгоценный вид, будучи видимым не только на просвет, но и в отраженном свете, что особенно важно для мебельных витражей.

Комбинированный витраж

— допускает сочетание несколько приемов и техник, например: расписной медальон и технику мозаичного набора, фацетное остекление в качестве фона. Комбинированный витраж сегодня очень популярен: он позволяет добиться богатства фактур, оптических эффектов, декоративной насыщенности при создании абстрактных композиций, при решении сложных образных задач, создании атмосферы, построенной на контрастах.

В современных витражах используются различные декоративные вставки, либо применяются особые техники изготовления стекла, позволяющие сделать Ваш витраж неповторимым.

Характеристики отдельных видов техник изготовления стекла:

Кабошон

— рельефная фигурная вставка в витраже, в основном прозрачная, часто прессованная в форму, напоминающая внешне каплю воды или стеклянную пуговицу. Витражный кабошон может быть полусферой или слегка приплюснутой полусферой с бортиком для крепления в оправу, а также более сложной формы.

Эрклез

— декоративная вставка в витраж в виде небольшой глыбки из более толстого стекла с поверхностью в виде сколотых граней. Такие вставки вырезаются из стекла, обтачиваются по шаблону, затем обтесываются специально заточенным инструментом. В сколотой поверхности солнечный свет особенно искрится.

Брендинг

— это изгибание витража в печи для придания ему полукруглой цилиндрической или угловой формы. Технология повторяет фьюзинг, но температурный режим и оснастка другие.

Шебеке или панджара

— ажурная решетка, являющаяся оконным переплетом, вырезанным, как правило, из камня или дерева, часто с разноцветными стеклами.

Рюмочная плитка

— специально изготавливаемая для сборки витража декоративная деталь в виде плоского круга с характерными радиальными свилями (неровностями в стекле, образующимися от вращения в процессе изготовления). Технология изготовления та же, что и при производстве рюмочных плиток (пятаков) — круглая плоскость, на которую ставится рюмка. Внешне часть ноги рюмки и деталь витража почти не отличаются.

Узор «Мороз»

— фактура стекла, получаемая при помощи нанесения столярного клея или желатина (годится также рыбий клей) на заранее запескоструенную, зацарапанную, протравленную или затертую абразивом поверхность. При данной технике используется свойство высыхающего клея уменьшаться в объеме. Горячий клей затекает и въедается в шероховатости соответственно обработанной поверхности, а по мере высыхания, он начинает отскакивать, выдирая тонкие пластинки стекла. Получается фактура, своим рисунком напоминающая морозные узоры на окне.

Нацвет

— тонкий слой цветного стекла, лежащий на более толстом (обычно бесцветном) в цельном изделии. Нацвет изготавливается при «горячем» формовании. Снятие этого слоя гравировкой, методом пескоструйной обработки или травлением позволяет получать очень контрастный, силуэтный рисунок (белый на цветном фоне или, наоборот).

Травление

— техника, основанная на способности плавиковой кислоты взаимодействовать с диоксидом кремния (главным компонентом стекла). При таком взаимодействии с кислотой стекло разрушается. Защитные трафареты дают возможность получать рисунок любой сложности и необходимой глубины.

Многослойное травление

— травление специальными составами в несколько планов, достигаемое постепенным протравливанием стекла на разную глубину, поэтапным снятием защитного лака или постепенным его нанесением. Получается более объемный рисунок, даже ощутимый рельеф на стекле. Матовый трафаретный рисунок, выполненный в один прием — наиболее простой способ травления, не требующий дополнительного снятия или нанесения лака, так как повторно стекло не травится.

Транспарант

(транспарантные или транспарентные стекла) — просвечивающиеся стекла, прозрачная живопись на стекле, воспринимающаяся на просвет. Транспарантная живопись — это, как правило, живопись безобжиговыми составами, например, пигментом с каким-либо связующим, живопись масляной или темперной краской, часто по матовому стеклу.

Контурный заливной витраж

– на лист стекла наносится изображение акриловыми полимерами. 1-й этап – нанесение контура: имитация свинцовой пайки классического витража. Контур имеет незначительный объем, что придает изделию дополнительную фактурность, максимально приближая его к внешнему сходству с классическим витражом и добавляя эстетический эффект. 2-й этап – заполнение промежутков, образованных контурной линией, цветными полимерами. Цветные заливки выполняются вручную, что позволяет использовать максимальное количество цветовых оттенков и эффектов. Технология может применяться на любом виде стекла, в том числе на зеркале или химически травленой поверхности, что расширят возможности вариативности декоративных эффектов.

Каковы методики создания витража?

Классической методикой является рисование витража красками. Рисунок витража можно изобразить красками и кистью, либо залить на готовый рисунок. Изначально подбирается необходимый узор, орнамент или композиция, подготавливается его эскиз. Далее следует подготовка стекла для витража. Стекло очень тщательно протирают спиртовым раствором, от этого зависит долговечность создаваемой витражной композиции. Следующим этапом на стекло переносятся контуры рисунка – тонкими линиями специальной краской для витража, которая наносится очень тонкой кистью. Далее наиболее сложный этап непосредственной росписи рисунка красками. Первоначально окрашивают не соприкасающиеся друг с другом, смежные элементы. Это можно сделать вручную или с помощью распылителя. Далее окрашенным элементам дают высохнуть, затем приступают к работе со следующим элементом рисунка до полного окрашивания всего витража. Окрашенные элементы рисунка должны полностью высохнуть, для чего может потребоваться несколько дней. Следующий этап – на окрашенные элементы рисунка витражной краской наносят контур тонкой кистью, что придаст изображению четкость, скроет потеки и дефекты окраски. Завершающей стадией создания витражной росписи является нанесение слоя лака с помощью широкой кисти или распылителя. Рисунок целиком покрывается лаком, включая не окрашенные участки. Затем рисунку дают высохнуть, на что может потребоваться до семи дней. Хранить витраж необходимо в сухом, хорошо проветриваемом помещении.

Читайте также:
Обрезка абрикоса: когда и как правильно ее делать

Необходимо отметить, что для создания расписных витражей используют различные виды краски, каждый из которых обладает определенными особенностями. Это краски под обжиг, которые в дальнейшем проходят термическую обработку, и краски по стеклу. Краски по стеклу имеют более насыщенный цвет.

В настоящее время в ассортименте Компании ТБМ имеются материалы для отделки стекла. Лаки и эмали для отделки стекла компании Hesse GmbH & Co. обладают особой светостойкостью, устойчивостью к воздействию химических веществ и водостойкостью.

Витражи в интерьере: какие бывают и как используются

Технология скрепления небольших кусочков стекла была известна еще в Древнем Египте, но по-настоящему это искусство расцвело в средневековой Европе, после того, как мастера научились изготавливать разноцветное стекло. К началу 20 века витражи, возникшие как атрибут готической архитектуры, утвердились в интерьерах особняков и общественных зданий самой разнообразной стилистики. Сегодня витражи в интерьере — это способ сделать пространство роскошным или добавить нотку роскоши, в зависимости от способа размещения.

Витражные техники

К сегодняшнему дню разработано и используется немало методов создания витражей; часто применяются и комбинированные техники, сочетающие несколько приемов. По способу изготовления витражные техники делятся на несколько групп.К сегодняшнему дню разработано и используется немало методов создания витражей; часто применяются и комбинированные техники, сочетающие несколько приемов. По способу изготовления витражные техники делятся на несколько групп.

Наборные

Классические картины из стекла, до сих пор украшающие готические соборы, были наборными. Прозрачные куски цветного стекла вырезались по заготовке и скреплялись перегородками из свинца, которые спаивались в местах стыка. Свинцовый профиль служил не только каркасом, но и создавал контуры рисунка. С тех пор классическая техника усовершенствовалась: вредный для здоровья свинец заменили безопасной латунью, медью, алюминием. Помимо традиционного оформления окон она встречается в декоре перегородок, настенных панно, ширм.

В конце 19 века французский художник Тиффани усовершенствовал классическую технологию. Он поменял казавшиеся слишком грубыми свинцовые прутья на легкую и пластичную медь. Замена оказалась удачной: стало возможным соединять мельчайшие кусочки стекла и создавать филигранно-сложные произведения, причем не только плоские, но и объемные. Изящные ламповые абажуры Тиффани стали его визитной карточкой и продемонстрировали новые возможности витража.

Бесшовные

Современные витражи, появившиеся вслед за развитием технологий, изготавливаются бесшовным способом; к ним относится:

  • Фьюзинг. Композиция из разноцветных стеклянных кусочков выкладывается на основе — прозрачном стекле. Заготовка помещается в печь, где нагревается до тех пор, пока цветные фрагменты не спекаются с прозрачной основой. Иногда вместе со стеклом запекают проволоку или фольгу. Спечной витражный декор получается слегка выпуклым и достаточно толстым; он не подвергается окислению, как наборные витражи, и потому охотно используется во влажных помещениях.
  • Кастинг. Схожая с фьюзингом технология: на стеклянную подложку выкладываются металлические контуры, а в промежутках — стекло. После размягчения стекло заполняет отведенное пространство, а готовый витраж приобретает столь ценимую дизайнерами четкость линий.
  • Травление. Упрощенный способ, позволяющий создавать изображения любой сложности. Выразительный матовый рисунок на стекле выжигаются пастой, в состав которой входит разъедающая верхний слой плавиковая кислота. Остальная поверхность стекла защищается специальными трафаретами.
  • Пескоструйная технология. Позволяет получать матовый рисунок более безопасным способом, пескоструйной обработкой. Пескоструйный витражный декор несколько схематичен; встречается в оформлении дверей, перегородок; очень часто — во влажных помещениях.

Рельефные (фацетные)

Для их изготовления необходимо особо толстое стекло, цветное или прозрачное, которое обрабатывается одним из двух способов:

  • По периметру стекла снимается кромка (фаска; фацет — обработка фаски).
  • Стекло полируется или шлифуется, после чего приобретает нужный объем.

Чем шире фаска, тем сильнее эффект от преломления света и красивее витраж. Чтобы получить широкую фаску, требуется стекло толщиной от 5 мм, поэтому готовая витражная композиция имеет солидный вес.

Отдельные стекла соединяются наборным методом. Оправой для элементов служит медь или латунь; витражная композиция подходят для установки в межкомнатных дверях или дверцах шкафа. Медный каркас справляется с нагрузками, какие не выдержит мягкий свинец, к тому же золотистый оттенок металлов выгодно оттеняет цвет натуральной древесины, что важно для внешнего вида мебели.

Имитации витражной техники

Демократичные технологии, сделавшие современный витраж доступным декором интерьера; к которым относят:

  • Пленочный витраж. На стекло наклеивается прозрачная пленка с рисунком. Для имитации металлических перегородок по контурным линиям наклеивается свинцовый профиль. Помимо бюджетности, у пленочного витража имеется дополнительно преимущество — он укрепляет стекло и не даст осколкам разлететься в критической ситуации. Пленка с успехом применяется для декорирования окон, мебели, межкомнатных дверей.
  • Контурный (эмалево-обжиговый) заливной витраж. На стеклянную основу акриловым полимером наносят контур. Получившиеся замкнутые области заполняют специальной эмалью, после чего заготовку обжигают в печи. Опытный мастер может таким способом получать сложные, с переходами, оттенки, а также эффект опалового стекла, характерный для старинных изделий.
Читайте также:
Смесительный клапан: устройство, принцип действия, применение

Видео описание

О том, как создают эксклюзивные витражи в следующем видео:

Витражи в предметах: 7 вариантов использования

Сегодня дизайнеры значительно расширили область применения витражных элементов, предлагая использовать технику для самых разных предметов декора и внутреннего убранства. Лучшим соседством для витража станет натуральное дерево, камень, кирпич, а также стены, покрытые штукатуркой или краской сдержанных оттенков. Чаще всего витражная техника используется в оформлении вертикальных поверхностей следующих деталей интерьера:

  • Внешние окна и двери. Витраж во входной двери выглядит особенно привлекательно, если дом оформлен в одном из деревенских стилей. Стекла парадной двери украсят узоры в технике фьюзинг. Для большого окна ванной или зимнего сада подойдут наборные или фацетные стеклянные вставки.
  • Межкомнатные двери и окна. Витражную композицию нередко устанавливают в дверном проеме между коридором и другими комнатами, в кухне, гостиной, между спальней и ванной. Витражным часто делают глухое окно в ванной. Тяжелые витражи не рекомендуются; подойдут картины, изготовленные в наборной или комбинированной технике.
  • Витражные ширмы и перегородки. В студиях или квартирах со свободной планировкой ширмы и перегородки с витражной вставкой будут выполнять не только функциональную, но и эстетическую роль. Стеклянные фрагменты с преломляющими свет фасками смотрятся роскошно в перегородке, разделяющей зоны кухни и столовой, рабочего стола и гостиной зоны.
  • Вставки в потолках. Потолочные витражи — наиболее сложный в исполнении вариант плоской либо изогнутой формы. В зависимости от геометрии помещения, устанавливается витраж в форме купола, круга, квадрата, плафона. Монтаж готового витража выполняется в гипсокартонную нишу или в цельную гипсокартонную конструкцию (если предусмотрена подсветка). Витражная вставка Тиффани красиво выглядят в холле, ванной, спальне.
  • Панно. Привлекающий внимание элемент декора, украшающий стену в гостиной или окно вдоль лестницы, нишу в коридоре (в этом случае мягкая подсветка превратит картину в оригинальный ночник). Для панно подходят любые техники, от фьюзинга и Тиффани, до пленочной, заливной и пескоструйной.
  • Мебель. Витраж используется как эффектная декоративная вставка в шкаф или комод, в дверцы тумбы для телевизора или кухонных шкафов, в столешницу стола. Иногда витражами украшают спинки кроватей. Для оформления мебели используют фацетное стекло, пескоструйные и классические витражные рисунки.
  • Аксессуары. Красивым элементом декора может стать витражная люстра, настольная лампа или бра Тиффани, декоративный каминный экран, подвес на стене или в оконном проеме. Не будет лишней ваза или блюдо, выполненное в технике фьюзинг.

Видео описание

Об изготовлении витража для дверей в следующем видео:

Витражи в интерьере: цвет и стиль

Значительное преимущество витражей в том, что они совмещаются с разными стилями и при этом могут быть выполнены в очень широкой цветовой гамме. Чаще всего витраж в современном интерьере появляется в помещениях классического стиля, модерна, неоклассики, контемпорари. В зависимости от места расположения витраж обладает следующими особенностями:

Особенности и виды витражей

Элементы витражного искусства всегда представляют собой определенный стиль и направление, а также технику исполнения. Они могут носить персональный характер или исторические мотивы, имитировать сюжет или создавать игру света, меняющую или подчеркивающую окружающий интерьер. Разобраться в переплетении многообразных стилей и техник поможет эта статья.

Выбор стиля для витража

Любое витражное украшение интерьера в первую очередь является отражением внутреннего мира владельца. Его опыт, мечты и поставленные цели, предпочтения и воспоминания найдут воплощение при выборе эскизов будущего шедевра. При этом всегда происходит взаимосвязь с интерьером помещения. Украшенное витражами пространство должно вызывать чувство гармонии, а не диссонанс восприятия. Особую световоздушную среду создает и витражная подсветка. Под ее воздействием интерьер способен кардинально меняться. Витражи могут выступать как главным элементом декора, так и носить подчеркивающий характер. При этом даже в одной работе опытный дизайнер волен использовать смешение стилей, чтобы найти нужный баланс.

Техника исполнения

Способ изготовления витража влияет на восприятие всей экспозиции. В зависимости от выбранного мотива художник подбирает одну из техник:

  • Тиффани, Пайка, Классический, Коллаж – наборные витражи из кусочков цветного стекла, обернутого по краю металлической лентой (медь, латунь, олово) соединенной с помощью пайки или цельный каркас из ленты со вставками из стекла. – рисунок из кусочков цветного стекла расплавляется в печи и «сваривается»в монолитную композицию.
  • Кастинг, Литье – отливка цветного стекла в стальные формы, придающие элементу объем и фактуру.
  • Травление, Матирование, Пескоструйная обработка – нанесение рисунка с помощью струи специального песка под давлением, что меняет прозрачность выборочной поверхности стекла. – нанесение огранки на цветные элементы витража или обработка кромки цельного стекла по периметру.
  • Пленочная аппликация – имитация витража, наносится на гладкое стекло с помощью цветных пленок.
  • Эмалевый обжиг – создает эмалевое покрытие витража, что защищает его от воздействия агрессивной среды, бытовой химии.
  • Заливной – имитация витража с помощью нанесения рисунка на стекло полимерными красками.
  • Комбинированная – соединение в одном витраже фацетной обработки, мозаичного набора Тиффани, кастинга.
  • Фотопечать– нанесение фотографии на стекло методом ультрафиолетовой обработки или пленочным способом.

Каждое решение адаптировано к одному или нескольким художественным стилям, в которых создается витражный элемент.

Наиболее популярные стили в витражном искусстве

Смело оперировать художественными направлениями при создании эксклюзивных композиций способен человек, знакомый с их основными чертами. Витражи представляют собой благодатную основу для выражения практически каждого стиля в искусстве. Для удобства читателя мы составили таблицу популярных стилей с кратким изложением их особенностей и области применения.

Читайте также:
Письменный стол для двоих детей: выбираем оптимальный вариант

Классический

Сформирован в эпоху Возрождения, отличается монументальностью и четкой структурой композиции, присутствуют мотивы античной культуры

Соблюдение симметрии, преобладание плавных линий

Оконные и дверные проемы, мебель, прихожая, гостиная, кабинет

Готический витраж

Описание

Превалируют религиозные мотивы, изображение рыцарей, феодалов, химер и иных символов Средневековья.

Особенность рисунка

Отличается сложным орнаментом и богатым сочетанием оттенков, преобладают насыщенные темные тона

Область применения

Оконные проемы, настенные панно, вставки в потолках с подсветкой, мебель, прихожая, гостиная, спальня, кабинет

Витражная техника

Символизирует эпоху начала прошлого века, отличается вычурными элементами, изысканностью и утонченностью композиций, подчеркивающих преобладание формы над содержанием

Преобладают пастельные тона и приглушенные оттенки, обилие сложных конфигураций из плавных линий

Оконные проемы, панно, перегородки и ширмы, прихожая, гостиная

Описание

Основан на абстрактной живописи, носит концепцию придания множеству геометрических форм последовательности и гармонии.

Особенность рисунка

Баланс сюжета и цветовых решений, преобладают яркие краски.

Область применения

Аксессуары, панно, оконные проемы, гостиная, прихожая.

Витражная техника

Египетский

Египетский

Описание

Мотивы и сцены из жизни фараонов, богов Египта, орнамент и иероглифы эпохи 4-3 тысячелетия до н.э.

Особенность рисунка

Сочные краски, чистые цвета

Область применения

Панно, дверные проемы, прихожая, гостиная, ванна, спальня.

Витражная техника

Антик

Антик

Описание

Элементы и орнаменты архитектурных форм Древней Греции и Рима. Ранний антик отличает превалирование простых линий.

Особенность рисунка

Стремление к симметрии и гармонии цвета, множественность небольших деталей.

Область применения

Оконные и дверные проемы, ширмы и перегородки, мебель, спальня, кабинет, гостиная.

Витражная техника

Византийский стиль

Византийский стиль

Описание

Активно используется прозрачное стекло для создания «отсутствующего фона» главной экспозиции и придания центральному объекту пространственной перспективы

Особенность рисунка

Отдельные элементы живописи

Область применения

Оконные и дверные проемы, прихожая, гостиная.

Витражная техника

Авангард (New Age, постмодернизм)

Авангард (New Age, постмодернизм)

Описание

Градиентная окраска отдельных элементов создает пространственные планы, спекающиеся краски, объемные элементы контрастируют между собой

Особенность рисунка

Футуристические сюжеты с элементами абстракции, классики, живописи

Область применения

Аксессуары, панно, вставки в потолках с подсветкой, оконные и дверные проемы, кабинет, гостиная, прихожая.

Витражная техника

Комбинированная, Травление, Тиффани, Литье

Барокко

Барокко

Описание

Композиции создают эффект праздника, их отличает величественные нотки, роскошь и помпезность, избыточная пышность и яркость, переплетение и обилие орнаментов и вычурных форм

Особенность рисунка

Грациозная плавность линий и форм, симметричность орнамента, теплые цвета.

Область применения

Панно, вставки в потолках с подсветкой, оконные и дверные проемы, мебель, гостиная, спальня

Витражная техника

Прованс

Прованс

Описание

Мотивы и нотки деревенской жизни юга Франции, сочная зелень, яркие цветы контрастируют на прозрачном или матированном фоне

Особенность рисунка

Преобладают мягкие оттенки, цветы, зелень, фон композиции прозрачный или мягкий светлый

Область применения

Оконные, дверные проемы, кухня, спальня, гостиная, детская.

Витражная техника

Современный

Современный

Описание

Представляет собой отказ от исторических мотивов и преобладание в композиции сочетания ноток функциональности, безупречности и комфорта.

Особенность рисунка

Прямолинейность и простота форм.

Область применения

Перегородки и ширмы, оконные и дверные проемы, панно,гостиная, прихожая, кабинет

Витражная техника

Лофт

Описание

Отличает простота и преобладание прямых линий, прямоугольных и квадратных форм

Особенность рисунка

Преобладание холодных цветов и оттенков.

Область применения

Оконные и дверные проемы, панно, перегородки и ширмы, прихожая, кабинет.

Витражная техника

3 D

3 D

Описание

Иллюзия объемного изображения, которая просматривается с двух сторон

Особенность рисунка

Преобладают яркие насыщенные цвета.

Область применения

Оконные и дверные проемы, перегородки, ширмы, прихожая, детская

Витражная техника

Детский

Описание

Сюжеты из детских книг, художественных фильмов.

Особенность рисунка

Яркие и насыщенные цвета.

Область применения

Оконные и дверные проемы, панно, ширмы и перегородки, детская.

Витражная техника

Арт-деко

Описание

Наследник направления Модерн, принявший к 60 годам 20 века более строгую и практичную форму.

Особенность рисунка

Простота линий, насыщенные цвета и контраст.

Область применения

Панно, гостиная, прихожая, кабинет

Витражная техника

Восточный

Восточный

Описание

Представлен орнаментами и узорами стран, расположенных в Азии, на Востоке, Центральной и Северной Африке

Особенность рисунка

Яркие насыщенные оттенки.

Область применения

Вставки в потолках, оконные проемы, перегородки, ширмы, прихожая, гостиная

Витражная техника

Живопись

Описание

Смешение различных направлений, репродукции работ известных художников.

Особенность рисунка

Следование замыслу художника

Область применения

Панно, вставки в потолках, ширмы и перегородки, прихожая, гостиная, кабинет, кухня.

Витражная техника

Индийский

Описание

Узоры национального орнамента, копии древнеиндийских иллюстраций, представляют смешение индуизма, готики и восточного стиля

Особенность рисунка

Яркие цвета, преобладание простых геометрических фигур.

Область применения

Оконные и дверные проемы, панно, кабинет, гостиная, прихожая

Витражная техника

Японский

Японский

Описание

Изображение этнических мотивов, иероглифов, мифических существ.

Особенность рисунка

Отличает гармоничность цветовых решений и форм, плавность линий, преобладание оттенков коричневого, красного, бежевого, молочного.

Область применения

Панно, вставки в потолках, дверные и оконные проемы, гостиная, прихожая, кухня, спальня, кабинет

Витражная техника

Хайтек

Хайтек

Описание

Направление 60 годов 20 века, основанное на простой отделке промышленных помещений

Особенность рисунка

четкость линий, выразительные формы, односложные цвета

Область применения

Панно, вставки на потолках, оконные и дверные проемы, ширмы и перегородки, прихожая, гостиная, кабинет,

Витражная техника

Фьюжн

Описание

Стиль сформировался 30 лет назад как попытка игры на противоречиях или совместить несовместимое.

Особенность рисунка

Контраст, насыщенные цвета и при этом сохраняется гармония и законченность композиции

Область применения

Оконные проемы, панно, мебель, прихожая, кухня, гостиная,

Витражная техника

Пейзаж

Описание

Изображение природных и рукотворных ландшафтов.

Особенность рисунка

Следование замыслу художника

Область применения

Панно, перегородки и ширмы, гостиная, кабинет, кухня, спальня, детская

Витражная техника

Поистине безграничную вариативность способен воплотить полет фантазии настоящего художника. В его власти соединить стили, направления и технику исполнения в попытке воплотить в жизнь желание заказчика. Именно такие Авторы работают в студии Светланы Михайловой. Наработан большой опыт в создании эксклюзивных витражей разного уровня сложности, практикуется ответственное отношение и внимание ко всем пожеланиям клиента. Результатом сотрудничества с нами станет уникальное произведение витражного искусства, которое украсит интерьер вашего дома.

Читайте также:
Разрушается и крошится бетон — что делать: основные причины, как предотвратить

История витражного искусства. Часть 2

На данный момент существует деление витражей на виды и типы. В основу их классификации входят не только и не столько способы их производства, сколько характерные особенности их внешнего вида или функционального назначения. При этом некоторые из них могут быть выполнены в одной и той же технике. Варианты основываются либо на разных способах скрепления стекол, либо на особенностях характеристик.

Например, можно выделить следующие виды современных витражей:
– Пескоструйный витраж.
– Мозаичный витраж.
– Наборный витраж.
– Спечной витраж (фьюзинг).
– Расписной витраж.
– Травленый витраж.
– Паечный витраж.
– Фацетный витраж.
– Комбинированный витраж.
– Кабошон.
– Узор «Мороз».
– Нацвет.
– Травление.
– Многослойное травление.
– Рюмочная плитка.
– Транспарант.
– Эрклез.
– Бендинг.
– Шебеке (панджара).
– Контурный заливной витраж и многие другие.

Но подробнее я остановлюсь на классификации, основанной на технике изготовления.

Витражи делятся на следующие типы:

1. Классический (наборный или мозаичный) витраж — образован прозрачными кусками стекла, удерживаемыми перегородками из свинца, меди, латуни. Классический витраж подразделяется на свинцово-паечный (собирается на свинцовый профиль) и витраж по технологии Тиффани (собирается на медную ленту).
Процесс производства классического витража состоит из нескольких стадий. Первоначально создается эскиз орнамента. Далее по его шаблону изготавливается П-образный профиль, после чего вырезаются детали из цветного стекла. Каждый стеклянный элемент обрамляется латунной, алюминиевой или медной протяжкой и припаивается к другим деталям витража. Таким образом, получается Н-образный профиль, соединяющий все фрагменты, а шов пайки становится невидимым.

Чтобы витражная картинка площадью более одного квадратного метра была более прочной, в процессе создания она делится на отдельные секции.

– Свинцово-паяный (паечный) витраж – классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Части стекла, вырезанные по контурам рисунка будущего витража, вставляются в свинцовый профиль, запаянный в стыках. Вместо свинца в последнее время чаще применяются медь, латунь и другие, так называемые жесткометаллические профили. Цветные стекла для паянного витража готовятся особым образом: на поверхность основного стекла наносится краска из легкоплавкого стекла и окислов металлов (красителей), а затем обжигается в особых печах. Легкоплавкое стекло сплавляется в стеклянную базу, в результате чего получается надежно окрашенное и довольно прочное стекло.

– Тиффани — одна из наиболее популярных технологий изготовления витражей. Такие композиции собираются из обточенных деталей, обернутых клейкой лентой из меди. Фрагменты соединяются с помощью оловянно-свинцового припоя.

Изделия Тиффани имеют особую притягательную силу. Стремясь облегчить и уменьшить вес витражей, создать сложные, филлигранно-тонкие изделия, Луи Тиффани смог полностью изменить целое направление в витражной технике. Свинцовые прутья, традиционно используемые для соединения стекол, казались ему слишком грубыми. Поэтому Тиффани стал скреплять кусочки стекла не свинцом, а медными полосками, которые склеивались пчелиным воском, а затем спаивались оловом.

Таким образом, у него появилась возможность соединить даже мельчайшие кусочки стекла и создать изящные и воздушные изделия любых форм, в том числе и криволинейных. Его изобретение произвело подлинную революцию в стеклоделии. Наконец появилась возможность спаивать не только плоские витражи, но и использовать вогнутое стекло самых разнообразных форм и создавать сложные объемные, в том числе круглые и овальные изделия.

– 3D-витраж.
Трехмерное изображение Тиффани заключается между двумя закаленными стеклами, образуя популярный сегодня 3D-витраж. Подобные витражи можно устанавливать в качестве стеклопакетов, так как они обладают прекрасной шумоизоляцией, долговечностью и теплопроводностью, к тому же легко моются.

Окно с витражом представляет собой классический двухкамерный стеклопакет с тройным остеклением, где третьим, внутренним полотном является сам витраж, который обычно изготавливается по технологии Тиффани.

2. Расписной витраж — на поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками с последующим обжигом.

Расписной витраж изготавливается при помощи специальных водорастворимых красок. Рисунок на таких композициях может быть практически любого формата. Для увеличения долговечности расписные витражи обжигаются при больших температурах или покрываются защитным раствором.

Наибольшее признание витражная роспись получила при декорировании интерьеров различных помещений в стиле модерн с началом XX века. Несмотря на войны и прочие катаклизмы минувшего столетья, секреты изготовления витражной росписи не были утеряны. В связи развитием новых технологий древнее искусство получило дополнительные возможности по созданию прекрасных стеклянных полотен.

3. Комбинированный витраж — образуется сочетанием различных технологий создания витража.

Для производства таких изделий применяется сразу несколько популярных техник. Как правило, изготовление комбинированных витражей — сложный и кропотливый труд, поэтому стоимость изделий довольно высока.
Первое возможное применение комбинированного витража относится к XII веку и связано с первым трактатом об изготовлении витража для окна, написанным монахом Теофилом. В нем повествовалось о производстве стеклянной основы, ее окрашивании и разрезании с помощью раскаленного железного прута на отдельные рельефные элементы, которые затем собирались согласно заранее заготовленному эскизу.

После всего этого цветное стекло дополнительно расписывали красками для улучшения прорисовки деталей картины, а затем все элементы соединяли свинцовой проволокой и спаивали между собой. Так создавались первые комбинированные витражи, которые состояли из мозаики цветных фигурных стекол и разрисованных элементов.

В дальнейшем техника росписи в сочетании с классическим наборным витражом применялась для подгона витража под более широкий оконный проем. В этом случае такие вставки создавались в виде орнамента. В современное время комбинированный витраж решает сложные образные задачи. Сочетание некоторых витражных техник позволяет добиться некоторых оптических эффектов и фактурного богатства.

Читайте также:
Садовые дорожки из камня

4. Пескоструйный витраж.
Первое упоминание о стекле с пескоструем датируется временами существования Древнего Рима. Оно закрывало свод раздевальни бани в Помпеях. Таким образом, уже в тот период примитивное сплошное матирование, созданное путем растирания песка плоским камнем, использовалось для декора и скрытия происходящего от чужих глаз.

Изначально с помощью инструмента для нанесения пескоструйного рисунка могли наноситься только небольшие и довольно простые узоры. Однако постоянное совершенствование аппарата на протяжении почти более сотни лет привело к тому, что в современных художественных мастерских процесс пескоструйной обработки почти полностью механизирован. Это позволяет наносить сложные, замысловатые узоры и рисунки на стеклянную поверхность любой формы и размера. Благодаря способности современного оборудования менять степень и глубину матирования, нанесенное изображение может быть полностью матовым, иметь легкий туманный налет или же быть объемным, что делает изделие эффектным и оригинальным.

5. Спечной витраж (фьюзинг).
Фьюзинг — спекание элементов на специальном обезжиренном стекле. При обработке используется печь с регулировкой температурных режимов. Особенная технология производства позволяет добиться трехмерного изображения, акварельного эффекта или монолитности.

Первые сплавленные кусочки стекла были получены еще в 1 веке до н.э., современные же плавильные печи для спекания стекла в технике фьюзинг (от англ. Fuse – плавление) впервые появились в 1990 г. в Германии. Кусочки цветного стекла соединялись между собой не с помощью металлических протяжек, а посредством спекания под действием очень высоких температур (600-850С). Данный метод стал продолжением техники горячей эмали, однако использование прозрачного стекла, пропускающего световые лучи, позволило придать технике эмалирования необыкновенные яркость и чистоту, легкость и ажурность.

6. Травленый витраж.
Конкретно, разберем матированные витражи.

Чтобы изготовить матированную композицию, стеклу придают некую шероховатость. Витражи с такой поверхностью выполняются различными технологиями, в частности лазерным излучением, металлическим напылением, химической обработкой и пр. Такая техника обеспечивает исключительную долговечность витража.

Техника травления берет свое начало со времен существования Древнего Рима, когда стекло матировали, растирая песок на стекле с помощью плоского камня. Позднее стало известно, что использование песка возможно в художественном декоре стеклянной поверхности. Вначале создавались простейшие узоры и рисунки, однако в процессе доработок оборудования для матирования изображения становились все более сложными.

Химический способ матирования имеет также свою историю. Данный метод ранее являлся токсичным, поэтому многие витражисты внедряли разные формулы по созданию матирующего вещества с добавлением соляной кислоты, фторсиликата натрия и пр., что ускоряло процесс травления стеклянной поверхности. В Японии был изобретен состав, основанный на расплавленных солях с добавлением гидроксида, бикарбоната одновалентного катиона. Сложность состояла в затрудненных условиях работы по расплавке солей. Затем были созданы специальные матирующие пасты, использование которых приводит к проявлению рисунка, однако основным их веществом стали кислоты (плавиковая и серная).

В 2002 году для матирования стекла изобретается сложный многокомпонентный реактив, который состоял из нитрата калия, нитрата лития, сульфата бария, фторида бария и диметилсульфоксида.

Как правило, происходит матирование стекла, зеркал и оргстекла.

7. Литой витраж — каждый модуль стекла отливается вручную либо выдувается. Стеклу, толщина которого варьируется от 5 до 30 мм также придается поверхностная фактура, которая преломляя свет, усиливает выразительность. Для скрепления стекол используется цементный раствор и металлическая арматура.

8.Фацетный.
Фацетные витражи делаются из ограненных элементов, тщательно отшлифованных и отполированных, со снятой фаской. Детали фиксируются на специально обработанной основе. Такие композиции отличаются большим весом, так как изготавливаются из толстого стекла.

Технологию изготовления фацетного витража можно отнести к классической. Отличие от последней состоит в том, что все или некоторые элементы стеклянной картины специальным образом предварительно обрабатываются в несколько этапов. Вначале при помощи специального станка со стекла под необходимым углом срезается кромка. Затем происходит ее шлифовка, в результате которой она становится матовой и не пропускает свет. И заключительным этапом является полировка, которая делает деталь полностью прозрачной.

Имитации витражей:

1. Контурный заливной витраж — на поверхность стекла наносится рисунок акриловыми полимерами в два этапа: контур имитирует жилку классического витража, в образовавшихся, путем нанесения контура, замкнутых областях, выполняется вручную заливка цветных элементов (английская технология).

Заливной витраж считается лучшей имитацией технологии Тиффани. Все этапы разработки выполняются опытным мастерами витражного производства. Благодаря использованию специальных красок и влагостойких покрытий, срок эксплуатации таких композиций практически неограничен.

2. Плёночный витраж — на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеящаяся пленка (английская технология).

Пленочные витражи изготавливаются из специальных полимерных материалов разных цветов и оттенков. Для фиксации здесь используются прижимы и оловянный или свинцовый профиль. Такой вариант является бюджетной альтернативой дорогим элитным витражам.

История пленочных витражей напрямую связана с историей XX века. Война, пронесшаяся над миром в сороковых годах прошлого века, оставила после себя колоссальные разрушения: многие города и поселки лежали в руинах. Для их скорейшего восстановления потребовались новые технологии, позволяющие быстро и качественно возводить красивые здания.

В настоящее время витражные пленки изготавливаются в различных странах по всему миру.

3. Накладной витраж — получается наклеиванием элементов на основу. Является разновидностью пленочного. Хотя для накладок может использоваться и цветное стекло.

4.Фотопечать
Наиболее долговечная и качественная фотопечать — в триплексе. Существует также прямой и пленочный варианты. Рисунок здесь может быть абсолютно любым. Фотовитражи считаются одним из лучших вариантов бюджетного декора. Однако устанавливать такие композиции следует подальше от яркого солнечного света.
Техника полноцветной печати фото на стекле появилась совсем недавно – чуть больше одного десятилетия назад.

Ссылка на основную публикацию