Реставрация старого дома в Риме

Как оставлять старое старым

О зданиях во все времена заботились, чинили, достраивали, восстанавли­вали. Однако ясное представление о необходимости сохранения памятников архитектуры возникает достаточно поздно, только в ХVIII веке; эстетическая ценность дополняется исторической. Естественно, что в эпоху классицизма в поле зрения реставраторов поначалу попадают только античные построй­ки. В дальнейшем круг ценных объектов расширяется, а в научных дискус­сиях постоянно уточняются и изменяются представления об оптимальных подходах к сохранению объектов культурного наследия. Они закрепляются в международных хартиях, таких как Итальянская 1931 года или Венециан­ская 1964 года.

В настоящее время специалисты различают три вида работ, которые допу­стимы на памятниках: реставрация, консервация и ремонт. Однако на прак­тике чаще всего идет речь о сложном сочетании необходимых мероприятий. Формальное разграничение проводят исходя из преобладающего характера работ: реставрация чаще всего сочетает в себе различные операции, но по постановке цели мы можем разделить реставрации на фрагментарные и целостные.

1. Стилистическая реставрация

Замок Пьерфон, конец XIV века.
Реставрация — Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк, вторая половина XIX века

Замок в основном отстроен заново из руин, в которые стал превращаться с 1617 года после осады войсками кардинала Ришелье и последующего частичного разрушения. Он был восстановлен по желанию Наполеона III, думавшего устроить в нем свою резиденцию. Характерный пример стилистической реставрации, цели которой Виолле-ле-Дюк излагал так:

«Реставрировать здание — это не значит его поддерживать, его чинить или восстанавливать его прочность, это значит восстанавливать его в законченном виде, который, возможно, никогда реально не существовал».

Такой подход с превалирующим стремлением к целостности объекта, харак­терный для своего времени, в корне противоречит современным принципам работы с памятниками, игнорируя историческую ценность объекта, а зачастую и нанося ему невосполнимый вред как историческому источнику. Удивитель­ным анахронизмом является во многом аналогичное воссоздание Царицын­ского дворца в Москве В 2005–2007 годах руинированное здание, от которого оставались лишь внешние стены, было восстановлено в процессе реставрации и реконструкции дворцово-паркового ансамбля. .

2. Консервация исторических руин, анастилоз

Афинский акрополь, XV век до н. э. — начало XIX века.
Реставрация — Николаос Баланос, начало XX века

При реставрации сооружений Афинского акрополя под руководством Баланоса наиболее полно был разработан один из методов консервации памятников — анастилоз (термин, введенный самим Баланосом), под которым понимается установка на свое изначальное место подлинных элементов памятника, пере­мещенных в результате разрушений или перестроек. Дополнения допускаются только для поддержания подлинных элементов. Необходимо отметить, что прежде реставраторов, включая Баланоса, интересовал только античный Акро­поль и следы всех последующих строительных периодов, например византий­ского, удалялись.

Последующие реставрации сооружений Акрополя в целом также выполнялись в рамках анастилоза, с учетом возросших возможностей по идентификации обломков и более точной подгонки дополняющих каменных блоков. Однако нельзя не отметить стремления современных реставраторов к все более пол­ному восстановлению зданий, как, например, результаты реставрации Про­пилей (реставратор Тасос Танулас, 1984–2009 годы) или храма Ники Апте­рос (Демосфен Зеро, 1985–2010 годы).

3. Археологическая реставрация

Церковь Спаса на Нередице в Новгороде, 1198 год.
Реставрация — Петр Покрышкин, 1902–1908, 1919–1920; реставрация и воссоздание — Григорий Штендер, 1956–1958, 1986–2005 годы

Чертеж Петра Покрышкина из «Отчета о капитальном ремонте Спасо-Нередицкой церкви в 1903 и 1904 годах». 1906 год © archive.perm.ru

Чертеж Петра Покрышкина из «Отчета о капитальном ремонте Спасо-Нередицкой церкви в 1903 и 1904 годах». 1906 год © archive.perm.ru

Становление методов реставрации, в частности археологической, в русской прак­тике связано с именем Петра Покрышкина. Особую известность получила его реставрация церкви Спаса на Нередице. Реставрационные добавления (в основном восстановление позакомарного покрытия Позакомарное покрытие — кровля, уложенная непосредственно по сводам («комарам»). ) были сведены к мини­муму, сохранена неровность поверхностей, оставлена луковичная глава более позднего периода, проведено тщательное исследование и фиксация памятника, то есть выполнены подробные обмерные чертежи, показывающие, например, неровности кладки, и проведена фотофиксация. Именно эта фикса­ция позволила воссоздать после Второй мировой войны наполовину руиниро­ванный памятник в архитектурных формах конца XII века с целью сохранения подлинных частей храма и остатков росписей. В настоящее время реставра­цион­ные работы, в том числе восстановление росписей, продолжаются.

4. Фрагментарная реставрация, раскрытие, реставрационный ремонт

Церковь Параскевы-Пятницы на Торгу в Новгороде, 1207 год — XVIII век.
Реставрация — Григорий Штендер, 1954–1963 годы

Вид на подворье

© Kuds / Wikimedia Commons

Вид с Воротной башни Гостиного Двора

© Demironow / Wikimedia Commons

Характерный образец фрагментарной реставрации памятника со сложной строительной историей. За свою длинную жизнь в результате переделок здание утратило многие стилистические и композиционные особенности (например, полностью изменены кровля и глава храма). В результате реставрации неодно­родность структуры церкви получила значительно большее выражение. В древ­нейших формах были реставрированы северный фасад, большая часть запад­ного и нижние части других фасадов. Произведено раскрытие Раскрытие — комплекс операций по удалению поздних, не авторских напластований или дополнений. изначальной фактуры стен. Части памятника позднейших строительных периодов сохране­ны, по ним также проведена фрагментарная реставрация. Так, например, восточный фасад и барабан решены в формах XVII века, а покрытие и глава оставлены в формах XVIII века, то есть на этих частях фактически произведен только ремонт.

5. Консервация военных руин

Гедехтнискирхе, архитектор Франц Генрих Швехтен, 1891–1895 годы.
Консервация и новое здание — Эгон Айерман, 1957–1961 годы

Первоначальный проект Эгона Айермана не предполагал сохранения руин разрушенной в 1943 году псевдороманской церкви. Однако поднявшаяся волна общественного протеста заставила архитектора переработать проект, и руины были законсервированы, а рядом с ними были построены новые объемы. Роль доминанты, однако, была сохранена за руинами старой колокольни с полуразрушенным шатром. В таком виде Гедехтнискирхе стала символом Западного Берлина и памятником минувшей войны.

Читайте также:
Применение отходов древесины

6. Целостная реставрация зданий, разрушенных войной

Петергофский дворец, архитектор Бартоломео Франческо Растрелли, 1745–1755 годы.
Реставрация — Василий Савков, Евгения Казанская, 1944–1964 годы

Разрушенный во время Второй мировой войны Большой дворец Петергофа. Фотография Евгения Халдея. 1944 год © Евгений Халдей / РИА «Новости»

Большой дворец после реконструкции. Фотография Держи Элекеша Андора. 1966 год © Wikimedia Commons / Держи Элекеш Андор

Реставрация памятников, разрушенных во время войны, считается исключе­нием из общих правил, так как целостный облик здания еще жив в сознании людей. И если в Германии в послевоенный период реставрация нередко ограничивалась консервацией и сочеталась с превращением руин в своеобраз­ные военные мемориалы, то в Советском Союзе акцент был сделан на воссозда­нии в прежнем виде, то есть целостной реставрации. Это потребовало воспро­изведения элементов не только рядовых, но и уникальных, возрождения утраченных художественных ремесел. Однако стоит отметить стремление реставраторов к максимальной достоверности воссозданий.

7. Воссоздание зданий, разрушенных войной, «дигитальный анастилоз»

Фрауэнкирхе в Дрездене, архитектор Георг Бер, 1726–1743 годы.
Реставрация — Ульрих Р. Шёнфельд, Кристоф Френцель, Уве Кинд,
1992–2005 годы

Восстановление Фрауэнкирхе в Дрездене является наглядной иллюстрацией новых тенденций в реставрационной практике Германии. Можно сказать, что на сегодняшний день преобладает стремление к целостной реставрации и даже воссозданию полностью утраченных памятников. Церковь, занимающая на кар­­тинах Каналетто Джованни Антонио Каналетто — (1697–1768) итальянский художник эпохи классицизма. такое же место, как колокольня Ивана Великого на полотнах Федора Алексеева Федор Алексеев — русский живописец, один из основоположников русского городского пейзажа; современники называли его русским Каналетто. , почти полвека пролежала в руинах за забо­ром. С 1993 года началась методичная разборка завалов. Все камни были рассор­тированы, с помощью компьютерной модели каждому было найдено свое место. Все недостающие блоки вырезаны заново из того же саксонского песчаника и обработаны вручную. Однако подлинные камни хорошо видны, они значительно темнее — таким образом, специальной сигнации Сигнация (лат. signo — «указываю», «обозначаю») — визуальное выявление дополнений, например, использование кирпича с маркировкой или контрастных по цвету и фактуре материалов. не тре­буется. Воссоздан памятник, разрушенный войной (его еще помнят целым), строительство произведено по первоначальным технологиям, подлинное легко отличить от воссозданного.

В защиту новых подземных помещений Фрауэнкирхе можно сказать, что они ведут себя скромно. Никаких пирамид и стеклянных клумб на поверхности, лишь пара невысоких стеклянных вентиляционных шахт, прилепившихся к од­ному из крылец. Функция — служебная, подсобные помещения для проведения концертов в церкви и размещения инженерного оборудования. Но все же объем новых элементов значительно превышает объем сохранившихся, то есть это новодел с элементами анастилоза.

8. Фрагментарная реставрация зданий, разрушенных войной

Новый музей в Берлине, архитектор Фридрих Август Штюлер,
1841–1859 годы.
Реставрация — Дэвид Чипперфильд, 1997–2009 годы

Реставрация Нового музея в Берлине — пожалуй, главное событие последних лет в архитектуре Германии — продолжает линию Старой пинакотеки в Мюн­хене (реставрация и реконструкция — Ханс Дёльгаст, 1953–1957 годы). Как и многие другие здания, музей стоял в руинах со времен окончания войны. Многие элементы архитектурного убранства были складированы, развалины зарастали и разрушались. Для восстановления из множества вариантов был выбран наиболее скромный проект Дэвида Чипперфильда. Обрушенные части фасадов возвели из старого кирпича (аналогичного использованному при строи­тельстве музея), но без штукатурки и, соответственно, без ордерного декора. Внутренняя структура восстановленных частей в целом воспроизводит историческую, но в отделке использованы бетонные элементы, четко марки­рующие новые части. Что делает эту реализацию основных принципов научной фрагментарной реставрации, отраженных в Венецианской хартии, событием? Как ни удивительно, «лишь» дотошность реставраторов на грани безумия в со­четании со скромностью архитектурного решения новых элементов. Именно эта скромность заставляет совсем взглянуть на полустертые фрески XIX века и почувствовать ценность уцелевшего. Сохранено и законсервировано буквально все: от кусочков мозаичного пола до старых музейных витрин, от росписей до фрагментов однотонных выкрасок со следами позднейших граффити.

Как древние здания Рима выглядели 2000 лет назад, и как изменились с того времени

Римская империя — одна из самых величайших, которая только существовала в истории человечества. Во времена древнего Рима было сделано много открытий, некоторыми из которых мы пользуемся до сих пор. Откуда думаете взялось русское слово “царь”? Оно произошло от слова “цезарь”! На удивление многие постройки Римской империи сохранились до наших дней, пережив 2000 лет пожаров, войн и естественного износа. Трудно представить себе Рим без Колизея, заставшего взлет и падение Империи. А как насчёт других величайших символов Римской империи? Сегодня мы хотим показать вам как культовые здания Рима выглядели в свои лучшие времена, сравнив их с тем, как они выглядят сейчас.

Колизей

Как древние здания Рима выглядели раньше, и как они выглядят сейчас

Колизей, который является визитной карточкой Рима, выглядит впечатляюще даже по прошествии 2000 лет. Амфитеатр мог вместить в себя от 50 000 до 80 000 зрителей.

Люди знали куда надо идти, если они хотят развлечься, ведь здесь проводились гладиаторские бои, охота на животных, казни, воссоздание знаменитых сражений и постановки, основанные на мифологии.

Читайте также:
Обзор лучших марок итальянских обоев и их типов

В настоящее время Колизей является одной из самых популярных туристических достопримечательностей Рима, несмотря на то, что со временем он пострадал от землетрясений и воровства камней.

Римский Форум

Как древние здания Рима выглядели раньше, и как они выглядят сейчас

Расположенный в самом сердце Рима, Римский Форум представляет собой прямоугольную площадь, окруженную руинами нескольких важных древних правительственных зданий. В разгар славы Римской империи, здесь проходили публичные выступления, судебные процессы и гладиаторские бои. В настоящее время Форум является туристической достопримечательностью, демонстрирующей руины некоторых из наиболее важных зданий древнего Рима.

Стадион Домициана (Пьяцца Навона)

Как древние здания Рима выглядели раньше, и как они выглядят сейчас

По заказу императора Тита Флавия Домициана в 80 году нашей эры в качестве подарка жителям Рима был построен стадион Домициана, который использовался в основном для проведения спортивных соревнований. В 217 году нашей эры, когда Колизей пострадал от пожара, стадион использовался для гладиаторских боёв. Во времена спада Римской империи, стадион использовался для размещения бедных. После эпохи Возрождения сооружение было разрушено и использовано в качестве строительных материалов. В настоящее время на месте стадиона расположена площадь Пьяцца Навона.

Большой Цирк

Как древние здания Рима выглядели раньше, и как они выглядят сейчас

Когда-то Большой Цирк был крупным ипподромом и местом прочих массовых развлечений. Имея длину 621 м и ширину 118 м, это был первый и самый большой стадион в древнем Риме. Он мог вместить внушительную аудиторию более 150 000 зрителей. Тысячи лет спустя, Большой Цирк превратился общественный парк.

Храм Сатурна

Как древние здания Рима выглядели раньше, и как они выглядят сейчас

Храм, посвященный богу Сатурну, был построен в 497 г. до н.э. при последнем царе Рима Тарквинии Гордом.

Храм Венеры и Ромы

Как древние здания Рима выглядели раньше, и как они выглядят сейчас

Считается, что когда-то это был самый большой храм древнего Рима. Храм Венеры и Ромы расположен рядом с Колизеем. Построенный в 135 году нашей эры, храм был посвящен богиням Венере Феликс и Роме Аетерна. Считается, что сильное землетрясение в 9 веке разрушило храм. Позже на его месте была построена церковь по заказу папы Лео IV. Сегодня сохранились лишь несколько колонн старого храма.

Табуларий

Как древние здания Рима выглядели раньше, и как они выглядят сейчас

В Табуларии когда-то размещались офисы многих городских чиновников, и с него открывался потрясающий вид на Римский Форум. Несмотря на то, что сооружение было построено в 78 г. до н.э., его большой коридор длиной 67 м и возвышающийся на 15 м над землей, к счастью, частично сохранился.

Театр Марцелла, Храм Аполлона Созиана и Беллоны

Как древние здания Рима выглядели раньше, и как они выглядят сейчас

Построенный в 13 году до нашей эры, театр Марцелла использовался для различных спектаклей. Несмотря на изменчивые цели использования и изнашивание временем, с дополнительным строительством сквозь года, секции театра сохранились и по сей день. К сожалению, от храма, посвящённому римским богам Беллоне и Аполлону, осталось немного. Примечательным элементом храма являются три колонны, хотя даже они принадлежат к перестройке Октавиана Августа.

Базилика Косьмы и Дамиана

Как древние здания Рима выглядели раньше, и как они выглядят сейчас

Считается одной из самых выдающихся достопримечательностей Римского форума, базилика Косьмы и Дамиана. Базилика была построена по указу императора Максенция в честь его сына Валерия Ромула, умершего в 309 году. Здание было обращено в христианство и посвящено Святому Косьме и Дамиану в 527 году. Множество реставраций помогли сохранить структуру, сохранившуюся до наших дней и являющуюся одной из самых популярных туристических достопримечательностей Рима.

Замок Святого Ангела

Как древние здания Рима выглядели раньше, и как они выглядят сейчас

Расположенный в Парке Адриано, Мавзолей Адриана, более известен публике как Замок Святого Ангела. Император Адриан поручил построить это здание как место отдыха для себя и своей семьи. Замок был построен между 134 и 139 годами нашей эры. Прах Адриана был заложен внутрь в 138 году, так и зародилась традиция возлагать здесь прах других императоров. Позже его использовали Папы Римские как крепость. В настоящее время мавзолей Адриана является музеем.

Храм Диоскуров (Храм Кастора и Поллукса), Храм Цезаря

Как древние здания Рима выглядели раньше, и как они выглядят сейчас

Храм, построенный в 495 г. до н.э. в ознаменование победы в битве при озере Регилл, изначально служил местом встречи римского сената. Храм был посвящен Диоскуру, который согласно легенде, появился на поле битвы в поддержку Римской империи. Сегодня сохранились только фрагменты храма, наиболее очевидными из которых являются три колонны. Храм Цезаря был возведен в 29 г. до н.э. и посвящен Юлию Цезарю посмертно, поскольку Цезарь был первым жителем Рима, который был обожествлен и удостоен храма.

Реставрация, реконструкция и современное использование общественных зданий 1920-1940-х гг. в Риме: основные тенденции

view

Книги:
Архитектура: наследие, традиции и новации. Материалы международной научной конференции 9-10 марта 2021 года 2021

Период: Все периоды

Плитка в городе Рассказываем, какую роль тротуарная плитка способна играть в создании комфортной городской среды.

Ценности культуры У международной команды EQUITONE есть повод для гордости: за последние годы продукция компании использовалась в строительстве более двадцати знаковых объектов культуры по всему миру.

Duravit для делового кластера «Сбербанк Сити» – крупнейшего. Коллекции Duravit разработаны дизайнерами Маттео Туном и Филиппом Старком.

Wienerberger поздравляет с наступившим Новом Годом и подводит. керамика Porotherm в 2021г – спрос превысил предложение!
новая керамическая плитка Terca Slips,
новый онлайн-курс «Школа проектировщиков»,
керамика Wienerberger – для Open Village,
канал Porotherm на Youtube,
работаем дальше для вас и – к новым победам на рынке!

Инновационная сантехника. Новинки подвесных монолитных. Последняя революция в сантехнике произошла недавно, когда оборудование для ванных комнат приобрело монолитную форму. Следуя мировым трендам, специалисты Cersanit создали новые модели подвесных унитазов CREA SQUARE и CITY OVAL. Спрятали крепления и колено под корпус, добились ещё большей эстетики, гигиеничности и простоты в уходе. Что ещё нужно знать дизайнеру о новинках?

Читайте также:
Нож с пяткой своими руками

Красный кирпич от брутализма до постмодернизма Вместе с компанией BRAER вспоминаем яркие примеры применения кирпича в архитектуре брутализма – направления, которому оказалось под силу освежить восприятие и оживить эмоции. Его недавний опыт доказывает, что самый простой красный кирпич актуален.
Может быть даже – более чем.

Подведены итоги Гран-при 2021 KERAMA MARAZZI 10 декабря официально объявлены результаты международного конкурса реализованных проектов Гран-при KERAMA MARAZZI 2021.

3D-узоры из кирпича Объемная кладка – один из способов переосмыслить традиционный кирпич и сделать здание современным и контекстуальным одновременно. Разбираемся, что такое 3D-кладка и как ее возможно реализовать.

«Донские зори» – 7 лет на рынке! Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов

Знак качества Регулярно в мире проходят тысячи архитектурных конкурсов, но не более десятка являются авторитетными площадками демонстрации или проводниками новых идей. В их числе – A+Awards, которую присуждает архитектурный портал Architizer. Среди лауреатов Девятой премии – сразу два проекта, в которых используются фиброцементные панели EQUITONE.

Андрей Кузьменков, Digital Guru: «С общественным мнением. Агентство Digital Guru занимается управлением репутацией и исследованиями пользовательских мнений в социальных медиа – так называемым social listening, а также геоаналитическими исследованиями. О том, как эти методы могут использоваться архитекторами и застройщиками на стадии подготовки и планирования общественно значимых проектов, мы поговорили с директором Digital Guru – Андреем Кузьменковым.

Клинкер Hagemeister – ведущая партия в проекте Для строительства ЖК «Ривер парк», спроектированного архитектурным бюро ADM, использовалась клинкерная плитка Hagemeister в специально созданных для этого комплекса сортировках и миксах – эксклюзивных и неповторяющихся ни в одном другом проекте.

Коллекция светодиодного искусства Выбрать идеальный светильник под определенный интерьер легко! Главное, влюбиться в светильник с первого взгляда и представить его в интерьере своей гостиной, кухни, спальни или офиса.

Потолки-фрагменты – ключ к адаптивным пространствам Они позволяют ощутить проницаемость поверхности и высоту пространства, сохраняя звукоизолирующие свойства, и гибко зонировать помещение, что сейчас особенно актуально. Потолки-фрагменты Armstrong от Knauf Ceiling Solutions – адаптивное и современное решение.

Игра света расширяет пространство Даже самые маленькие помещения обретают очарование, когда в них появляются мансардные окна VELUX и образуются пересекающиеся световые потоки. Хижины выходного дня в Австрии, Италии, Швеции и Дании, равно как и модульный Скаут-хаус в Казани красноречиво подтверждают этот закон.

Профилактика лучше лечения Белый налет на кирпичных фасадах: виды, причины появления и как их избежать.

Японские фасады в средней полосе России «КМ-Технология» представляет: лучшие проекты коттеджей 2020 – 2021г с фасадами KMEW и видео – уроки по отделке фасадов

Кирпич плюc: с чем дружит кладка С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».

Графика трехмерного фасада В предместье немецкого Саарбрюкена, на ведущей в город автостраде появился новый объект ─ столь примечательный, что его невозможно не заметить. Масштабная постройка торгового центра MÖBEL MARTIN сохраняет характерные для больших моллов лаконичные модернистские формы, однако его фасады получили необычную объемную пластическую разработку. Пространственная оболочка фасада создана посредством алюминиевых композитных панелей ALUCOBOND® A2.

«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.

Синий том Он посвящен одному из самых современных и «хайтековских» материалов как XX, так и XXI века – стеклу. Стекло рассматривают глазами архитекторов, производителей, историков, журналистов и дизайнеров. Вашему вниманию – первый выпуск издания todigest, чья цель – изучать современную архитектуру через материалы и технологии.

«Стратегически правильные шаги» В Таллине вручены премии архитектурных союзов Эстонии и архитектурного фонда «Культурного капитала Эстонии» за 2021 год.

Творческие опыты Показываем пять проектов ПИ «АРЕНА» для зарубежных конкурсов: от оперы и библиотеки до заповедных мест и искусственного острова.

Железнодорожный восторг Команда архитекторов, возглавляемая Foster + Partners и Marge Arkitekter, выиграла конкурс на реконструкцию Центрального вокзала Стокгольма. Крупнейший транспортный хаб Северной Европы увеличит свою пропускную способность в два раза.

Радости речного спорта В архитектурном бюро «Мезонпроект» разработали концепцию ревитализации набережной реки Ушаковки в Иркутске. Пустынная территория может стать уникальным центром развития рафтинга и важнейшим общественным пространством города.

Конкурсы и премии для архитекторов. Выпуск #257 Будущее подземных парковок, дизайн для биогородов и виллы в пустыне Эр-Рияда.

Одна гора в ожидании другой В Шанхае готова первая очередь комплекса 1000 Trees по проекту Heatherwick Studio.

Якоб ван Рейс, MVRDV: «Многоквартирный дом тоже может. Дом RED7 на проспекте Сахарова полностью отлит в бетоне. Один из руководителей MVRDV посетил Москву, чтобы представить эту стадию строительства главному архитектору города. По нашей просьбе Марина Хрусталева поговорила с Ван Рейсом об отношении архитектора к Москве и о специфике проекта, который, по словам архитектора, формирует на проспекте Сахарова «Красные ворота». А также о необходимости перекрасить обратно Наркомзем.

Читайте также:
Мясной пирог в духовке рецепт

Суперлобби «Суперметалла» Общедоступное лобби культурно-делового комплекса «Суперметалл», спроектированное архитектором Марией Яско, – масштабное пространство, раскрывающее, подчеркивающее и усиливающее промышленную специфику здания. Оно выстроено на контрастах и подчинено интригующему маршруту.

Илья Машков: «Нужен диалог между профессиональным. Высказать замечания по тексту закона можно до 8 февраля на портале нормативных актов. В том числе имеет смысл озвучить необходимость возвращения в правовую сферу понятия эскизной концепции и уточнения по вопросам правки или искажения проекта после передачи исключительных прав.

«Сценарий для конкретного места» Среди центров ТУМО в разных городах Армении, а также в Париже, Москве, Берлине филиал в Гюмри выделяется своей неординарной, смелой архитектурой. Редкий для страны пример реконструкции был реализован по проекту ливанского архитектора Бернара Хури.

«Черная часовня» Представлен проект очередного временного павильона лондонской галереи «Серпентайн» – для лета 2022 года. Его автор – американский художник Тиастер Гейтс.

Пользы не сулит, но выглядит безвредно Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.

Дом докеров В порту «Сероглазка» по проекту мастерской «Циркуль» построили административно-бытовое здание: оно обыгрывает эстетику грузовых контейнеров, справляется с соседством сопки и открывает вид на бухту.

Титан над рекой Конференц-центр реки Янцзы в Нанкине по проекту бюро Morphosis: кровля его подиума покрыта 50 000 м2 титановых панелей.

Юлий Борисов: «Мы создали систему гибкую, но управляемую. UNK объявила о новом этапе реорганизации. Теперь она – экосистема из 9 компаний, взаимодействующих между собой бесшовно и горизонтально. Мы попросили Юлия Борисова пояснить суть реформы.

Дивный вид С помощью малых архитектурных форм и ландшафтных решений «Проектдевелопмент» примирил асфальто-бетонную набережную Дивногорска с величественными видами на реку и горы.

29 января в возрасте 88 лет ушёл из жизни проектировщик «Родников», «Снегирей», «Красной горки» и бассейна «Нептун» Герман Тюленин.

Золотое очелье Новый стеклянный объем с параболической аркой из корабельной стали между башнями штаб-квартиры Сбербанка – общественное пространство, открытое для посещения. Архитектурную концепцию предложили Evolution Design, генпроектировщик – компания «Мост», занималась проработкой и реализацией сложных технических решений. Ниже рассказ о сложностях и тонкостях.

Ценность подлинности Музей Третьяковых в 1-м Голутвином переулке – пример нестандартного подхода к формированию экспозиции там, где невозможна мемориальная обстановка дома-музея. Другая особенность – проект реставрации вырос из дизайна экспозиции, и оба нацелены на демонстрацию подлинности и акцентирование аутентичности. Такое сращение экспозиции и проекта реставрации возможно только при очень последовательной работе от идеи к воплощению. Показываем, рассказываем, беседуем с автором проекта Наринэ Тютчевой.

Пришельцы в порту Пекинское бюро MAD выиграло конкурс на проект международного круизного терминала в китайском Чунцине. На берегу реки Янцзы приземлятся сразу шесть ярко-красных «космических кораблей».

Лес и свет По проекту латвийского бюро Open AD построены две виллы на Урале: их архитектура предлагает сильный образ, но в то же время способна растворяться в природном окружении.

Центральная позиция Исследовательский центр фармацевтической компании AstraZeneca в Кембридже по проекту Herzog & de Meuron.

Вечное движение В первый «вертикальный лес» Стефано Боэри в Китае въехали жильцы. Комплекс расположен в Хуангане на реке Янцзы.

Градсовет Петербурга 26.01.2022 Парадокс с сохранением дореволюционной застройки, Покрас Лампас и правило брандмауэра: эксперты повторно рассмотрели проекты санатория в Репино и гостиницы на Уральской улице.

Гуманизм при растущем уровне моря Международную премию RIBA, на которую может претендовать сооружение в любой точке планеты, получила больница на юго-западе Бангладеш по проекту Кашефа Чаудхури и его бюро Urbana.

Путь Цоя Planet 9 создали дизайн для выставки «Путь героя», которая открыта сейчас с Манеже. Пластическое и пространственное решение, интерпретируя историю жизни и творчества Виктора Цоя, выстраивает собственный, очень активный комментарий.

Научное открытие В Петербурге прошел форсайт «Среда стрелки: Научный квартал». Участники искали способ сделать научные учреждения, сосредоточенные на стрелке Васильевского острова, более открытыми и интересными горожанам.

Нашли опечатку Orphus: Ctrl+Enter

Старинная вилла итальянских аристократов с фреской Караваджо пойдет с молотка

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Роскошная вилла в историческом центре Рима, которая может похвастаться потолочной фреской самого Караваджо, по решению суда выставляется на аукцион. Роскошный особняк, являющийся родовым гнездом известного аристократического семейства Людовизи, стал причиной раздора после смерти ее последнего владельца. Третья жена, решившая оттяпать жирный кусок от семейного пирога у детей владельца, сделала все возможное, чтобы остаться единоличной хозяйкой исторической достопримечательности. Но не срослось, хотя Вилла Casino dell’Aurora действительно стоит того, чтобы за нее побороться в суде.

Старинная вилла Casino dell’Aurora Ludovisi с единственной потолочной фреской Караваджо вскоре пойдет с молотка (Николо Бонкомпаньи Людовизи и его супруга Рита Дженрет).

Старинная вилла Casino dell’Aurora Ludovisi с единственной потолочной фреской Караваджо вскоре пойдет с молотка (Николо Бонкомпаньи Людовизи и его супруга Рита Дженрет).

Из-за того, что наследники не смогли договориться, старинный особняк известной аристократической семьи Италии в скором времени пойдет с молотка. Уникальный архитектурный объект, являющийся историческим достоянием Рима, уже давно в центре внимания. Если в 2010 г. о вилле Casino dell’Aurora Ludovisi заговорили в связи с ее открытием для широкой публики и началом реконструкции, то после смерти последнего владельца принца Николо Бонкомпаньи Людовизи (Nicolo Boncompagni Ludovisi) она прославилась неприятным наследственным спором между детьми от первого брака и его третьей женой американкой Ритой Дженрет Бонкомпаньи-Людовизи.

Читайте также:
Проекты и особенности совмещения гаража с баней под одной крышей, как сделать своими руками

Старинная вилла, построенная в XVI веке, принадлежит аристократическому роду Ludovisi (Casino dell’Aurora Ludovisi, Рим).

Старинная вилла, построенная в XVI веке, принадлежит аристократическому роду Ludovisi (Casino dell’Aurora Ludovisi, Рим).

Справка: Вилла Casino dell’Aurora, построенная около 1570 года с масштабным расширением в XIX веке, представляет собой трехэтажный особняк крестообразной формы. Во время понтификата папы Григория XV The Casino di Villa Boncompagni Ludovisi или Вилла Людовизи (так ее еще называют) использовалась в основном для официальных мероприятий, таких как обеды для коллегии кардиналов. Чуть позже аристократический род Ludovisi использовал поместье с огромным особняком, в качестве игорного заведения, точнее сказать закрытого клуба, в который могли попасть только представители знати, военачальники, богатые промышленники и торговцы. Здесь проходили и культурные мероприятия, а также приемы на высшем уровне и деловые встречи.

Потолочная фреска написана самим Караваджо (The Casino di Villa Boncompagni Ludovisi, Италия). | Фото: economictimes.indiatimes.com.

Потолочная фреска написана самим Караваджо (The Casino di Villa Boncompagni Ludovisi, Италия). | Фото: economictimes.indiatimes.com.

Но все же главным достоянием, прославившим виллу на весь мир, стала единственная потолочная фреска «Юпитер, Нептун и Плутон», написанная маслом самим Караваджо — известным итальянским художником, реформатором европейской живописи XVII в., тем, кто по праву считается основателем реализма в живописи и почитателем барокко. По сведениям авторов Novate.ru, о ценнейшем произведении искусства узнали совершенно случайно, когда в середине прошлого века затеяли ремонт в приватном кабинете Людовико Людовизи, где она и находилась. Неизвестно, когда фреску покрыли толстым слоем штукатурки и побелили, но такая удивительная находка стала настоящей сенсацией в мире искусства.

Центральный холл первого этажа роскошной виллы украшают фрески кисти Гверчино (Casino dell’Aurora Ludovisi, Италия). | Фото: radiocolonna.it.

Центральный холл первого этажа роскошной виллы украшают фрески кисти Гверчино (Casino dell’Aurora Ludovisi, Италия). | Фото: radiocolonna.it.

Триумфальная колесница с Авророй и летающими мальчиками – главная композиция фрески (вилла Casino dell’Aurora Ludovisi, Рим). | Фото: en.wikipedia.org.

Триумфальная колесница с Авророй и летающими мальчиками – главная композиция фрески (вилла Casino dell’Aurora Ludovisi, Рим). | Фото: en.wikipedia.org.

Справедливости ради следует упомянуть, что не только Караваджо принимал участие в росписи стен и потолков грандиозной виллы. Потолок центрального холла на первом этаже, например, был расписан Гверчино, изобразившим богиню Аврору на ее триумфальной колеснице. А вот в гостиной, примыкающей к главному холлу, можно увидеть знаменитую фреску il Pomarancio (1560-1620) Антонио Чирчиньяни, которую обрамляют пейзажные картины, написанные Полом Брилем, Джованни Баттиста Виолой, Доменикино и Гверчино. Доподлинно известно, что они стали символом своеобразного соревнования между четырьмя художниками.

Изобилие ангелочков от Джованни Луиджи Валезио (вилла Casino dell’Aurora Ludovisi). | Фото: radiocolonna.it.

Изобилие ангелочков от Джованни Луиджи Валезио (вилла Casino dell’Aurora Ludovisi). | Фото: radiocolonna.it.

Завораживающие пейзажи обрамляют потолочную фреску с летающими мальчиками (Casino dell’Aurora Ludovisi, Рим). | Фото: en.tripadvisor.com.hk.

Завораживающие пейзажи обрамляют потолочную фреску с летающими мальчиками (Casino dell’Aurora Ludovisi, Рим). | Фото: en.tripadvisor.com.hk.

В других залах радуют глаз потолочные фрески Джованни Луиджи Валезио, на которых изображены путти (летающие мальчики) вокруг букв, образующих имя и титул кардинала Людовизи.

Роспись же потолка в Sala della Fama, в центральном зале для приемов на втором этаже, полностью аллегорична. Картина в центре композиции выполнена в виде вымышленного проема с фигурами. Здесь можно увидеть мифическую богиню Славу (Fame) в развевающихся одеждах и держащую в вытянутых руках длинную трубу и оливковую ветвь, как символ мира. Вокруг нее на темно-сером облаке восседают древнеримский бог Чести (Honos) с богиней Добродетели (Virtus). Изобилие уникальных фресок дополнено удивительными полотнами известных авторов, старинными скульптурами и барельефами, антикварной мебелью и раритетными предметами быта, которые можно увидеть в каждом помещении грандиозной виллы, площадь которой превышает 2,8 тыс. кв. метров.

Фрагмент потолочной фрески, с восседающими на туче мифическими богами Древнего Рима (Casino dell’Aurora Ludovisi, Италия). | Фото: radiocolonna.it.

Фрагмент потолочной фрески, с восседающими на туче мифическими богами Древнего Рима (Casino dell’Aurora Ludovisi, Италия). | Фото: radiocolonna.it.

Мифическая богиня Слава украшает потолок один из залов на втором этаже (Casino dell’Aurora Ludovisi, Рим). | Фото: commons.wikimedia.org.

Мифическая богиня Слава украшает потолок один из залов на втором этаже (Casino dell’Aurora Ludovisi, Рим). | Фото: commons.wikimedia.org.

Список на аукционном сайте Римского трибунала включает не только произведения искусства, в нем упоминается, что «Casino dell’Aurora входит в число самых престижных архитектурных и ландшафтных достопримечательностей Рима до объединения, включая великолепный сад с аллеями, очаровательными мостиками, мраморными лестницами и роскошными зонами отдыха. `Учитывая вышеперечисленное и то, что вилла находится не в лучшем состоянии главным условием для того, кто победит на торгах станет ее реставрация, стоимость которой оценена в 12,5 миллиона дол. При этом изменять внешний вид, перестраивать или демонтировать архитектурные элементы исторического особняка категорически запрещено.

Знаменитую виллу посещали известные люди, в том числе Генри Джеймс и Петр Ильич Чайковский (Casino dell’Aurora Ludovisi, Италия).

Знаменитую виллу посещали известные люди, в том числе Генри Джеймс и Петр Ильич Чайковский (Casino dell’Aurora Ludovisi, Италия).

Примечательно: После того, как судья распорядился выставить виллу Casino dell’Aurora на аукцион, запланированный на 18 января, была произведена оценка объекта. Особняк вместе с прилегающей парковой территорией оценили в 533 млн дол., а вот начальная ставка будет стартовать с 400 млн «зеленых». При этом не стоит забывать о дополнительном условии, касающегося реставрации и минимальной суммы, которая должна оказаться на счету нового владельца.

Третьей жене Николо Бонкомпаньи Людовизи удалось отстоять свое право на часть наследства принца, что и привело к аукциону (Casino dell’Aurora Ludovisi, Рим). | Фото: en.tripadvisor.com.hk.

Третьей жене Николо Бонкомпаньи Людовизи удалось отстоять свое право на часть наследства принца, что и привело к аукциону (Casino dell’Aurora Ludovisi, Рим). | Фото: en.tripadvisor.com.hk.

Из-за обилия известных на весь мир произведений искусства вилла Casino dell’Aurora Ludovisi оценена в рекордные 533 млн долларов (Рим).

Из-за обилия известных на весь мир произведений искусства вилла Casino dell’Aurora Ludovisi оценена в рекордные 533 млн долларов (Рим).

По этому поводу жена последнего принца миссис Рита Бонкомпаньи Людовизи во время экскурсии по роскошной недвижимости сказала: «Я попыталась начать восстановление виллы, в пределах своих возможностей, конечно же. На самом деле, нужно быть миллиардером, а не миллионером, чтобы привести в порядок старинное поместье с домом, согласно нормам и правилам реставрации исторического памятника архитектуры». Так же она надеется, что итальянское правительство приобретет Casino dell’Aurora, чтобы особняк мог стать общественным достоянием, как историческое место, охраняемое Министерством культуры Италии.

Читайте также:
Профессиональная уборка квартир и офисов после ремонта

Из нашего видео можно узнать, почему в Советском Союзе первые станции метро находились внутри жилых домов:

Тем, кто мечтает поселиться в Риме или недалеко от него и не имеет заоблачной суммы на счетах, рекомендуем обратить внимание на акцию, проводимую в старинном городке Маэнца. Местные власти решили продавать дома всего по 1 евро, правда, без обязательных условий не обошлось.

Проект итальянского дома: реставрация старинного особняка

Италия располагает огромным количеством древних построек и памятников архитектуры. Владельцы старинных домов в процессе реконструкции предпочитают не менять исторический облик здания. Этот старый каменный дом, который вы видите на фото, был построен в 1746 году на юге Италии. Благодаря усилиям архитектора Паоло Фракассо особняк был отреставрирован и адаптирован к современному образу жизни.

stariy-dom-v-italii1

stariy-dom-v-italii10

stariy-dom-v-italii11

stariy-dom-v-italii12

stariy-dom-v-italii13

stariy-dom-v-italii14

stariy-dom-v-italii15

stariy-dom-v-italii16

stariy-dom-v-italii17

stariy-dom-v-italii18

stariy-dom-v-italii19

stariy-dom-v-italii2

stariy-dom-v-italii20

stariy-dom-v-italii21

stariy-dom-v-italii22

stariy-dom-v-italii23

stariy-dom-v-italii24

stariy-dom-v-italii25

stariy-dom-v-italii26

stariy-dom-v-italii27

Дом расположен в красивейшем месте в окружении оливковых деревьев и бескрайних сельскохозяйственных угодий. Древние каменные стены были сохранены в первозданном виде, но это не помешало создать функциональную и уютную обстановку внутри дома. Классическая мебель светлых оттенков, светильники, современные бытовые приборы, оригинальные предметы декора прекрасно сочетаются с исторической частью старого дома.

фото: Pecchio Adriano

Поделиться ссылкой в соц.сетях:

3 комментария

Старые дома обладают особой энергетикой, по-моему. Здорово, что хозяева не меняют исторический облик дома кардинально, а лишь совершенствуют интерьер, коммуникации и др. Это правильно.

Дом, что на фото, отреставрировали хорошо и правильно, сразу видно, что архитектор работал в паре с грамотным инженером — дом сохранил свою красоту, свой простор и свою душевность, но приобрёл комфорт. Но есть одно небольшое замечание — слишком мало в помещениях цветов, ярких красок, не хватает жизни, а без неё складывается ощущение, что живешь в комфортабельной, но пещере.

Муж просто обожает кирпичные и каменные стены в интерьере. Мы с ним в этом вопросе никак не сойдемся, поэтому приходится ему довольствоваться при ремонте квартиры частью прихожей.
Безусловно, старинный дом — это определенное веяние, но жить только в кирпично-каменном убранстве. Мне кажется, уют здесь отсутствует, несмотря на обстановку.
Хозяев, наверно, не покидает ощущение жизни в каменном веке, хотя, может, это им и нравится, раз не стали менять оформление стен.

Преображение виллы в Италии: из старой — в современную и комфортабельную

Архитекторы Наталья Полякова и Кирилл Пармон реконструировали старинный дом на берегу Тирренского моря, сделав дом по- современному комфортным и воссоздав атмосферу традиционного итальянского интерьера.

Фото: Дмитрий Лившиц

Текст: Ольга Вологдина

Площадь: 560 кв. м.

Дом на берегу моря владельцы выбрали из-за близости к недавно построенной в устье реки Арно яхтенной марины, где проходят регаты, и из-за увлеченности итальянской культурой и кулинарией. Им хотелось, чтобы в интерьере дома чувствовались традиционная атмосфера и очарование.

Преображение виллы в Италии: из старой — в современную и комфортабельную

Для гостиной со сводчатыми потолками архитекторы спроектировали высокие шкафы с винотекой и использовали массивные торшеры, изготовленные на основе напольных храмовых канделябров от Paoletti. В декоре стен применили традиционный тосканский приём — украсили кирпичную кладку стен фамильными каменными гербами, фрагментами орнаментов и рельефов.

Для гостиной со сводчатыми потолками архитекторы спроектировали высокие шкафы с винотекой и использовали массивные торшеры, изготовленные на основе напольных храмовых канделябров от Paoletti. В декоре стен применили традиционный тосканский приём — украсили кирпичную кладку стен фамильными каменными гербами, фрагментами орнаментов и рельефов.

Обсудив с заказчиками состояние здания, архитекторы решили не экономить на реконструкции и провести капитальное обновление с использованием современных приемов, материалов и технологий.

Преображение виллы в Италии: из старой — в современную и комфортабельную

Колорит интерьеру придают характерные для Тосканы деревянные жалюзи, обрамляющие окна.

Ремонт кинескопных телевизоров: кадровая развертка ЭЛТ-телевизоров своими руками. Неисправности телевизоров с кинескопом

Колорит интерьеру придают характерные для Тосканы деревянные жалюзи, обрамляющие окна.

«Вилла долгое время пустовала, — рассказывает Кирилл Пармон. — К факторам, повлиявшим на ее плачевное состояние, следует отнести и чрезвычайно близкое расположение моря. Дому присущи все «прелести» прибрежной жизни: высокая влажность и сырость, запах плесени. Эту ситуацию усугубляло отсутствие в доме элементарной вентиляции. В итоге, высокая влажность и солёные брызги повредили штукатурку внешних стен. Нам пришлось полностью заменить и черепицу крыши. Современные нормативы требовали замены части перекрытий дома. Эти работы мы совместили с антисейсмическим усилением сохранённых сводчатых перекрытий. Для создания комфортного микроклимата в доме мы заменили всё отопительное оборудование, спроектировали систему кондиционирования и вентиляции, заменили старые окна и двери на новые, герметичные. Сюрпризом для нас оказалось, что итальянское строители не были знакомы с системой электрического обогрева полов. Также мы разработали разветвленную компьютерную сеть, чтобы хозяевам было удобно работать, ведь дом рассматривался не только как место отдыха, но и для продолжительного проживания и удалённой работы». Семья заказчиков большая — три поколения, много родственников. Они любят устраивать приёмы для друзей и гостей.

Преображение виллы в Италии: из старой — в современную и комфортабельную

Кухню для более комфортного проживания семьи авторы проекта объединили с гостиной, усилив конструкцию стальными двутавровыми балками, которые стали главной декоративной деталью интерьера.

Читайте также:
Светящаяся в темноте краска для дерева для

Кухню для более комфортного проживания семьи авторы проекта объединили с гостиной, усилив конструкцию стальными двутавровыми балками, которые стали главной декоративной деталью интерьера.

Обычная для этого региона застройка — это небольшие дома, виллы с типичными для Тосканы архитектурными приёмами: дверными порталами и оконными проёмами, обрамлёнными блоками из серого песчаника, небрежно оштукатуренная кладка стен, жалюзийные ставни снаружи и глухие деревянные ставни внутри, заменяющие собой привычные нам шторы. Путешествуя по расположенным поблизости тосканским городам (Сан Джиминьяно, Лукка, Вольтера, Сиена, Флоренция), архитекторы изучали особенности стиля, наблюдали и отмечали типичные приёмы в работе с характерными для этого региона материалами.

Преображение виллы в Италии: из старой — в современную и комфортабельную

Необитаемое пространство под кровлей архитекторы переоборудовали в кабинет с колоритными старинными балками. Чтобы туда можно было попасть, установили на втором этаже чугунную винтовую лестницу. Здесь есть всё необходимое для спокойной работы: письменный стол, библиотека, удобное рабочее кресло. Здесь же можно отдохнуть в аутентично воссозданной атмосфере. Для этого предусмотрен кожаный диван, основательное кресло-качалка с пледом, кофейник со спиртовой горелкой. Оттенок научной лаборатории придают интерьеру кабинета блок приборов над письменным столом, астролябия и основательный телескоп, с помощью которого через мансардное окно можно наблюдать за луной и другими небесными телами.

Необитаемое пространство под кровлей архитекторы переоборудовали в кабинет с колоритными старинными балками. Чтобы туда можно было попасть, установили на втором этаже чугунную винтовую лестницу. Здесь есть всё необходимое для спокойной работы: письменный стол, библиотека, удобное рабочее кресло. Здесь же можно отдохнуть в аутентично воссозданной атмосфере. Для этого предусмотрен кожаный диван, основательное кресло-качалка с пледом, кофейник со спиртовой горелкой. Оттенок научной лаборатории придают интерьеру кабинета блок приборов над письменным столом, астролябия и основательный телескоп, с помощью которого через мансардное окно можно наблюдать за луной и другими небесными телами.

Им удалось спасти и реставрировать часть элементов старого интерьера: колоритные кирпичные стены, часть межэтажных перекрытий, поеденные жучком старинные балки, каменные ступени из серого песчаника, чугунные ограждения и деревянные перила межэтажной лестницы. Наталья и Кирилл старались использовать местные отделочные материалы, а в декоре отдавали предпочтение предметам, найденным на многочисленных антикварных и букинистических рынках, что-то заказывали в местных кустарных мастерских.

Преображение виллы в Италии: из старой — в современную и комфортабельную

Для каждой спальни в доме архитекторы придумали оригинальное решение. Так, в спальне хозяев под балочным потолком двухсветного пространства разместили деревянный остов вёсельной лодки. Здесь же с помощью блочного такелажа можно поднять крупногабаритные предметы в расположенный выше кабинет мансарды.

Для каждой спальни в доме архитекторы придумали оригинальное решение. Так, в спальне хозяев под балочным потолком двухсветного пространства разместили деревянный остов вёсельной лодки. Здесь же с помощью блочного такелажа можно поднять крупногабаритные предметы в расположенный выше кабинет мансарды.

Так, большая часть полов второго этажа выложена плиткой «cotto toscana tradizionale», дополнительно обработанная по старинной рецептуре. Да, и современный керамогранит для облицовки первого этажа выбирался такой, чтобы он по цвету, финишу и фактуре напоминал каменные мощения галерей.

Преображение виллы в Италии: из старой — в современную и комфортабельную

Каменную лестницу очистили от наслоений краски, восстановили ограждения из литого чугуна и отреставрировали оригинальные деревянные перила. В оформлении стен лестничного марша архитекторы использовали ещё один традиционный для этого региона приём: чередование оштукатуренных участков стен и фрагментов открытой кладки. А в стене первого этажа, отделяющей прихожую от лестничного пространства, оборудовали круглый оконный проём, характерный для местных интерьеров.

Каменную лестницу очистили от наслоений краски, восстановили ограждения из литого чугуна и отреставрировали оригинальные деревянные перила. В оформлении стен лестничного марша архитекторы использовали ещё один традиционный для этого региона приём: чередование оштукатуренных участков стен и фрагментов открытой кладки. А в стене первого этажа, отделяющей прихожую от лестничного пространства, оборудовали круглый оконный проём, характерный для местных интерьеров.

«Побывав в разных домах в местной исторической застройке, мы обнаружили определённую закономерность — колорит итальянского традиционного дома имеет свою «оборотную сторону». Например, лестницы зачастую заканчиваются дверьми непосредственно за последней ступенью, т.е. не имеют площадок; прихожие, как правило, проходные и лишены места для размещения минимального гардероба; ванные комнаты и кухни планировались стихийно, без учета требований элементарной эргономики. Очарование традиционного итальянского дома оборачивается для современного человека отсутствием элементарного комфорта. Всё это было свойственно и нашему дому. Поэтому первым делом мы провели работу по её оптимизации. Перепланировка коснулась и организации пространства всего первого этажа. Изменили принцип движения по дому, соединили гостиную с кухней, которая необходима большой семье, откуда еще и открывается великолепный вид на море».

Преображение виллы в Италии: из старой — в современную и комфортабельную

Обустраивая запущенный и заросший двор, авторы учитывали возможность долгого отсутствия жильцов. Поэтому выбрали материалы и растения, требующие минимального ухода. «Вся семья может собраться за ужином под пальмой за большим столом, примыкающим к 3-х метровому водяному каскаду из кортеновской стали, который поддерживает комфортный микроклимат жарким летним вечером, — отмечает Кирилл Пармон. — Днём можно воспользоваться шезлонгом и уличным душем. Реечное деревянное ограждение двора не позволяет стенам нагреваться жарким летним днём. По этому же принципу сконструировано откатное ограждение балкона. Для озеленения двора выбраны кипарисы и пальма как наименее требовательные в уходе, и, одновременно с этим, наиболее типичные для Италии. Несколько типов светильников заливают двор мягким рассеянным светом в вечернее время».

9 ужасных вещей, которые ждали бы вас в Древнем Риме

В Древнем Риме содержание общественных уборных было серьёзным и прибыльным бизнесом. Не зря император Веспасиан, мудро заметив: «Деньги не пахнут», обложил их налогом. Дело в том, что туалеты служили источником мочи, а она была ценным ресурсом.

Читайте также:
Поделки из старых пуговиц своими руками: оригинальные фото – идеи

Римляне использовали From Gunpowder to Teeth Whitener: The Science Behind Historic Uses of Urine / Smithsonian Magazine урину из общественных писсуаров в самых разных целях. Например, при дублении кож, а также при обработке шерсти и тканей. А ещё в ней стирали одежду в прачечных.

Кидаем ношеные тоги в чан с уриной, топчем босыми ногами, потом полощем водой, и ваши вещи снова сияют белизной. Сравните с обычным порошком — на 99% меньше загрязнений.

Дело в том, что моча содержит аммиак, а он обладает отбеливающими свойствами.

Профессия сборщика мочи была не самой престижной, но довольно важной. Одни работали в общественных туалетах и добывали оттуда драгоценное жидкое золото. Другие, эдакие вольные художники, в буквальном смысле ходили по домам и сливали содержимое ночных горшков в один большой чан. Затем всё это за неплохие деньги продавалось кожевенникам и прачкам. А ещё садоводам — жидкостью удобряли гранатные деревья.

Но что интереснее всего, некоторые господа (возможно, и дамы), особенно заинтересованные в белизне улыбки, полоскали рот мочой. Римский поэт Катулл иронично упоминает From Gunpowder to Teeth Whitener: The Science Behind Historic Uses of Urine / Smithsonian Magazine о таких индивидуумах. Обычай, по его словам, был особенно распространён на территории современной Испании.

Кстати, по имени упомянутого Веспасиана в современных языках до сих пор называют общественные писсуары: во Франции vespasiennes, в Италии vespasiani и в Румынии vespasiene. Прославился на века.

2. Общие туалетные губки

Ксилоспонгий. Современная реплика, не бывшая в употреблении. Изображение: D. Herdemerten / Wikimedia Commons

Взгляните на это изображение. Это современная реплика одного римского инструмента, который назывался ксилоспонгий Roman Plumbing: Overrated / The Atlantic , или терсорий. Просто губка на палочке, которую древние римляне применяли так же, как мы сейчас — туалетную бумагу. Скажете, это лучше, чем пользоваться лопухом? Как бы не так.

Ксилоспонгий был многоразовым и общим. Схема использования такая: сделали свои дела, подтёрлись губкой, положили её в ведро с раствором воды, соли и уксуса — кому надо, возьмёт ещё. А при необходимости инструмент можно было также применить как туалетный ёршик — прочистить сток.

Естественно, общая туалетная щётка способствовала распространению самых разных болезней и кишечных паразитов. Её меняли, только когда она начинала рассыпаться.

Сохранилось свидетельство L. A. Seneca. Ad Lucilium Epistulae Morales поэта Сенеки, как один германский гладиатор‑бестиарий, побоявшийся сражаться на арене с дикими зверями, свёл счёты с жизнью с помощью использованного ксилоспонгия. Засунул его себе в горло и задохнулся. Фу, правда?

3. Взрывы, потопы и гости из канализации

Древнеримский общественный туалет в районе Остия Антика, Рим, Италия. Изображение: Stefano Bolognini / Wikimedia Commons

Вообще в Риме туалеты были весьма странным местом — хотя бы потому, что они были не такими уединёнными, как сейчас, и служили площадкой для общественных собраний. Перегородок в них не имелось — римляне проще относились к личному пространству. В некоторых туалетах могли одновременно находиться по 80 человек.

Не было зазорным встретиться с товарищем или коллегой в уборной и, сидя на унитазе, обсуждать с ним погоду или деловые вопросы.

Это придавало разговору доверительности. Не будет же человек в таком положении врать вам в глаза.

Но при этом каждый поход в общественную уборную был связан с определёнными опасностями 1. A. O. Koloski‑Ostrow. The Archaeology of Sanitation in Roman Italy: Toilets, Sewers, and Water Systems
2. Exploding toilets, diseased baths and flooding cesspits: how civilised were the Romans? / Post Magazine . И дело даже не в крысах или змеях, которые могли прятаться в нужниках и кусать посетителей за самые уязвимые части тела. Каждый римлянин, отправляя естественные потребности, рисковал взлететь на воздух.

В хвалёной римской канализации, или клоаке, накапливались горючие газы, в частности метан и сероводород. Если туалет был построен достаточно давно, могло хватить одной искры, чтобы вызвать взрыв.

Вряд ли он привёл бы к жертвам, но известны случаи, когда из отверстий в древних унитазах вырывалось пламя, поджигавшее римлянам волосы в самых разных местах. А во время паводков оттуда хлестала вода с фекалиями.

Даже крутые ребята с собственным унитазом, отходы из которого сливались прямо в море, не были застрахованы от неприятностей. Римский автор Клавдий Элиан описал A. O. Koloski‑Ostrow. The Archaeology of Sanitation in Roman Italy: Toilets, Sewers, and Water Systems , что произошло в городе Путеолы с одним богатым пиренейским купцом, чья уборная была соединена с океаном. Как‑то раз оттуда вылез осьминог, поднявшийся в дом по сточной канаве. Он добрался до кладовой и начал поедать там рыбу.

Неудивительного, что римляне считали сортир дурным и опасным местом. У них даже были боги туалетов, которым молились 1. A. O. Koloski‑Ostrow. The Archaeology of Sanitation in Roman Italy: Toilets, Sewers, and Water Systems
2. J. C. Schladweiler. Cloacina: Goddess of the Sewers , прежде чем справлять свои надобности.

Стеркулий, бог экскрементов и удобрений, Клоацина, богиня канализации, и Крепит, бог унитазов, — всем этим ребятам римляне приносили хвалу и жертвенные подарки, чтобы те сберегли их во время походов по нужде. А иногда туалетные залы были уставлены статуями богини Фортуны — на удачу.

Читайте также:
Перила для лестницы из дерева

4. Коррумпированные пожарные

Нерон смотрит на горящий Рим. Картина Карла Теодора фон Пилоти, около 1861 года. Изображение: Public Domain

Рим во все времена страдал от возгораний. Великий пожар, который якобы устроил Нерон (на самом деле император был невиновен), — не первый и не единственный. Город регулярно горел и отстраивался заново.

Простым римлянам официально запрещалось иметь в своих квартирах кухни и разжигать огонь, поэтому они были вынуждены обедать в общепитах, но ситуацию это исправляло не сильно. Неудивительно, учитывая предыдущий пункт про метан. Зайдёт кто‑нибудь со свечкой в уборную — взрыв газа, и пол‑Рима в огне. Да, примерно так всё и было.

Поначалу в Риме никаких пожарных частей не имелось, но позже, во времена Республики, стали организовываться J. Ollhoff. Firefighter отряды так называемых ночных триумвиров, triumviri nocturni. Эти ребята тушили огонь пропитанными уксусом тряпками. Вот только прежде чем приступать к работе, они сначала требовали с погорельцев денег.

Нет с собой наличных? Так сходите в дом через улицу, займите, мы тут постоим. Соседям скажите, чтобы тоже скинулись, пока огонь на их крышу не переметнулся.

Самая известная пожарная бригада принадлежала J. Leach. Crassus. Review: Marcus Crassus and the Late Roman Republic by Allen Mason Ward / The Classical Review. New Series одному из современников Гая Юлия Цезаря — Марку Лицинию Крассу. Настоящие профессионалы. Приедут на вызов — и сразу скупают вашу горящую недвижимость по дешёвке, чтобы потом отстроить и продать с выгодой. Не хотите продавать собственность — ну, пусть горит. Неудивительно, что с такими сотрудниками Красс нажил целое состояние.

5. Радикальные методы контрацепции

Типичная римская семья. Фреска с виллы Мистерий, Помпеи. Изображение: The Yorck Project / Wikimedia Commons

В Древнем Риме ценилась малодетность. Лучше иметь 2–3 детей, но воспитанных на совесть, настоящими римскими гражданами, чем десяток необразованных плебеев, правда? Поэтому контроль рождаемости был очень важен.

Например, дама могла взять «волосатого паука с двумя полосками на спине» (видимо, речь о сольпуге) и завернуть его в кусочек оленьей шкуры, а затем использовать вместо прокладки и смело идти на свидание. Это идеальный K. Hopkins. Contraception in the Roman Empire / Comparative Studies in Society and History контрацептив — Плиний Старший не даст соврать. Мужчине же этот учёный господин советует перед ухаживанием за возлюбленной натереть своё «естество» соком можжевельника.

Если паук и можжевельник не сработают, есть более суровый метод.

Дело в том, что с точки зрения римского права ребёнок не считался Ancient Roman Infanticide Didn’t Spare Either Sex, DNA Suggests / Live Science одушевлённым созданием до тех пор, пока у него не прорежутся зубы и он не сможет употреблять твёрдую пищу. А следовательно, избавиться от него можно было и после его рождения — закон не запрещал.

6. Энергетические напитки из навоза и уксуса

У римлян не было пластырей, но они легко нашли им замену. Так, по словам Плиния Старшего, мелкие порезы и ссадины лучше всего залеплять D. Sansone. Greek Athletics and the Genesis of Sport сухим козьим навозом, который собирали по весне.

Перед тем, как прикладывать к ране, стоит пожевать его, чтобы размягчить слюной. А если сверху паутиной замотать, то вообще идеально получится. Этот рецепт народной медицины сыны Ромула почерпнули у греков.

У козьего навоза имелось и более оригинальное назначение. Например, римские атлеты смешивали его с уксусом, разогревали на огне и пили в качестве энергетика, чтобы увеличить свою выносливость.

Во все времена спортсмены были одержимы идеей, что надо съесть или выпить что‑нибудь отвратительное, чтобы стать сильнее.

Также козий помёт пили возничие, чтобы подолгу не спать, погоняя своих мулов. Плиний отметил, что особенно ценил такой энергетик сам император Нерон. Если под рукой не было сушёного навоза и уксуса, сгодилась бы и простая зола, разведённая водой. Такой напиток, по мнению гладиаторов Did the Gladiators Drink an Energy Drink Made of Ash? / Smithsonian Magazine , облегчал восстановление от ран.

7. Косметика и лекарства из пота гладиаторов

Римский стригил для соскребания пота с гладиаторов и комплектный сосуд, I век до н. э. Изображение: Matthias Kabel / Wikimedia Commons

Кстати о гладиаторах. Если вы думаете, что эти ребята занимались одними глупостями, потешая толпу в амфитеатрах, то ничего подобного. В отличие от современных бойцов UFC, они не только устраивали шоу, но и приносили реальную пользу. Особенно в сфере здравоохранения.

Например, после поединков специально обученные сотрудники амфитеатров обмазывали победивших гладиаторов маслом, а затем соскабливали его вместе с потом, салом и омертвевшей кожей. Для этого применялся специальный скребок под названием стригил John. Boardman. Sickles and Strigils / The Journal of Hellenic Studies — опять‑таки греческое изобретение.

Полученную аппетитную и ароматную субстанцию закупоривали в бутылки и продавали римлянкам. Женщины наносили её на лицо, как крем.

Считалось, что смесь обладает свойствами афродизиака, и красавица, натирающаяся ею, станет окончательно неотразимой L. J. Trafford. How to Survive in Ancient Rome . Видимо, римляне полагали: ничто не возбуждает сильнее, чем сальные выделения какого‑то незнакомого мужика на лице вашей любимой женщины.

Читайте также:
Рецепт теста для хвороста

Если же гладиатор в бою проливал больше крови, чем пота, — ей тоже находилось применение, поскольку она считалась отличным лекарством от головных болей и даже эпилепсии. Обычно поединки на арене заканчивались ранами, но не смертью, так что даже проигравший боец мог подзаработать.

8. Соус из гнилой рыбы

Гарум. Немного залежался, но настолько же съедобен, как в день своего приготовления. IV век н. э. Музей моря Санта‑Пола. Изображение: Joanbanjo / Wikimedia Commons

Римляне любили поесть, но представления о вкусной и полезной пище у них были, мягко говоря, странными. Так, например, любимой приправой у них был рыбный соус под названием гарум R. Hosking. Authenticity in the Kitchen: Proceedings of the Oxford Symposium on Food and Cookery .

Способ приготовления такой: берём мелкую рыбу, не чистим, не потрошим — это не про римлян. Помещаем в бочку с солёной водой и оставляем на солнцепёке на два или три месяца до тех пор, пока желудочные ферменты рыбы не заставят её превратиться в жидкое, дурно пахнущее нечто. Полученную субстанцию можно употреблять с любым блюдом для придания вкуса.

Из‑за тонкого аромата гарума готовить его в городах римскими законами строго запрещалось.

Его привозили уже готовым из провинций в туго запечатанных глиняных бутылках. Хотите навредить кому‑нибудь? Киньте одну такую ему в окно, и несчастному придётся переехать. А старый дом сжечь, потому что продать его уже не получится.

Помимо применения в кулинарных целях, гарум употребляли как лекарство при поносе (историки не сохранили свидетельств, насколько хорошо он помогал), а также натирали им места укусов собак и нарывы. Гарум служил римлянам важным источником P. D. Mitchell. Human parasites in the Roman World: health consequences of conquering an empire / Parasitology различных солей и минералов, а также кишечных паразитов — гельминтов, таких как широкий лентец.

9. И другая изысканная римская кулинария

Фреска с изображением кухонной посуды. Дом Юлии Феликс, Помпеи. Изображение: Le Musée absolu / Wikimedia Commons

Что же сбрызгивали этим божественным соусом? Разные слои общества питались по‑разному. Например, богачи ели соней D. W. Macdonald. The New Encyclopedia of Mammals — хомяков таких, похожих одновременно на мышей и белок.

Берём соню, запихиваем в глиняный сосуд так, чтобы только голова торчала, и откармливаем. Когда грызун заполнит кувшин — разбиваем и готовим. Можно и прямо в глине запечь — но помните, что отверстия для удаления мышиных фекалий в кувшине не предусмотрено.

Ещё один интересный рецепт: берём неощипанного дрозда, начиняем P. Garnsey, W. Scheidel. Cities, Peasants and Food in Classical Antiquity: Essays in Social and Economic History / Cambridge University Press его кашей и варёным свиным выменем, запекаем. Очень вкусно.

Если вы богач, замените свиное вымя на соловьиные языки.

Дошедшая до нас римская кулинарная книга De Re Coquinaria, «Искусство готовить», приписываемая Марку Гавиусу Апицию, содержит Apicius, J. D. Vehling. Cookery and Dining in Imperial Rome более экстравагантные кушанья.

Например, мозговые колбасы (свиные мозги, яйца и травы), печёночные кромески (свиная печень, завёрнутая в кишечник, и мозги), фаршированные огурцы тушёные с мозгами, розовый пирог с начинкой из лепестков роз и мозгов и оладьи из тыквы — естественно, начинённые мозгами. Живи Апиций сейчас, можно было бы предположить, что он большой фанат зомби‑хорроров.

Вместо сахара римляне использовали Sugar of Lead: A Deadly Sweetener / Smithsonian Magazine ацетат свинца. Особенно им хорошо вино подслащивать: оно в те времена было очень кислым и больше напоминало уксус, чем современные десертные сорта. А то, что органы отказывать начинают и бесплодие со слабоумием дают о себе знать — так это боги разгневались.

А ещё у богачей были компоты, а также финики с мёдом, тосты, заварные кремы и фрукты, подаваемые со взбитыми сливками. Римский десерт, по крайней мере, неплох.

Простые римляне ели не так вкусно. Из‑за того, что в те времена селекция еще не достигла таких высот, как сейчас, говядины и баранины было крайне мало. Овцы, козы и коровы не вышли размерами, и их в основном доили, а не употребляли в пищу. На убой шли свиньи, но и их ели только по праздникам.

Главные блюда P. Garnsey, W. Scheidel. Cities, Peasants and Food in Classical Antiquity: Essays in Social and Economic History / Cambridge University Press простолюдинов — каша и хлеб на завтрак, обед и ужин. Пшеница и просо были основным источником калорий, и подобная диета приводила ко множеству заболеваний, в том числе анемии и проблемам с зубами и полостью рта.

  • 10 заблуждений о Древней Греции, с которыми пора попрощаться
  • 8 бессмертных советов по продуктивности от древних философов
  • 9 заблуждений о Древнем Риме, в которые мы верим совершенно зря

Я журналист, обожающий технологии и науку. Копаюсь в настройках Windows, делаю обычный телевизор «‎умным» и перепрошиваю свой Android в качестве хобби. А ещё я интересуюсь космосом, историей, зоологией и смотрю много кино. Люблю рассказывать о безумных фанатских теориях и развенчивать псевдонаучные мифы. Питаю нежные чувства к Linux (но не настолько, чтобы пользоваться им постоянно).

Ссылка на основную публикацию