Римская мозаика : древнеримские фрески на керемической плитке, знаменитые узоры из Рима, военная тематика и другие мотивы

Реферат “Мозаики и фрески Древнего Рима”
материал по мхк (9 класс)

Мозаика (позднелатинская mosaica, от греческого — муза) — изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, цветных керамических плиток и т. д. – особая отрасль живописи, преимуще­ственно монументальной и декоративной; мозаика употребляется и в прикладном искусстве. Она используется главным образом для украшения зданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
mozaiki_i_freski.docx760.39 КБ

Предварительный просмотр:

ГПБОУ РО «ВОЛГОДОНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

по дисциплине: «История искусств»

на тему: «Мозаики и фрески Древнего Рима».

Выполнила студентка группы ПДО 2.2

Ермышева Алина Евгеньевна

Владимирова Фаина Юрьевна

Мозаика (позднелатинская mosaica, от греческого — муза) — изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, цветных керамических плиток и т. д. – особая отрасль живописи, преимущественно монументальной и декоративной; мозаика употребляется и в прикладном искусстве. Она используется главным образом для украшения зданий. Сложная по исполнению требующая точности расчёта на слияние цветовых пятен на расстоянии, мозаика обладает большой прочностью и позволяет создавать величественные монументальные произведения, красочное декоративное убранство. Камни, смальта и т. д. укрепляются обычно на цементе или более вязкой мастике.

Можно сказать, что техника мозаики зародилась случайно. Когда после применения встроительстве декоративного камня оставались его небольшие фрагменты, этими разноцветными кусочками как строительным мусором посыпались дорожки в дальних уголках садов и парков. В итоге получался хаотичный разноцветный узор. Прошло немного времени, и кто-то обратил на это внимание. Позже при строительстве зданий мастера создавали картины, уже специально выложенные из цветного камня мелкого размера разных цветов и оттенков.
В свое время в античном Риме мозаика считалась символом достатка и процветания. Здания общественных учреждений и дома богатых патрициев обязательно были украшены мозаикой. Скорее всего, именно с этих пор и пошла мода на украшение дворцовмозаикой. Ведь в мозаичном искусстве применялись не только мрамор или стеклоразных оттенков, а и полудрагоценные, а иногда и драгоценные камни. Всегда было приятно любоваться игрой красок на мозаичных картинах, которая менялась в зависимости от времени суток и отражения солнечных лучей.

Мозаику римляне переняли от древних греков. Самые ранние из известных образцов римской мозаики находятся в Делосе и датируются II веком до н. э.. Искусство мозаики стало активно развиваться в периоды правления Юлия Цезаря и Октавиана Августа, когда большие богатства начали стекаться в Древний Рим с завоеванных территорий.
Первые мозаики были довольно простыми и ограничивались геометрическими орнаментами. С ростом мастерства наиболее популярными стали антропо- и зооморфные изображения и сюжетные композиции. Каждый зажиточный римлянин имел в своем доме хотя бы одну мозаику, которой чаще всего украшали пол и стены. Юлий Цезарь приказывал выстилать пол мозаикой в своем временном жилище даже во время походов.

Плиний Старший упоминает в «Естественной истории» пергамского художника Соза, который изобразил на полу в мозаичной технике в натуральную величину остатки пира: кости, крабьи клешни, фрукты и овощи, раковины (asarotos oecos). Другой известной работой мастера считается мозаика «Голуби на чаше».

В Помпеях были найдены мозаики с изображением собаки и надписью Cave canem («берегись собаки»), которые предупреждали непрошенных гостей о том, что дом охраняется собакой. Эти мозаики обычно были выложены на дороге перед домом и были выдержаны в черно-белой гамме. Чаще всего собаки были изображены на цепи и с оскалом, реже — свернувшиеся в клубок.

Читайте также:
Регулируемый стул: материалы, возможные регулировки, удобный дизайн, функциональность

Наиболее известной римской мозаикой из Помпей является «Битва при Иссе», изображающая Александра Македонского в битве с персидским царём Дарием III. Мозаика была найдена на полу в одном из помещений дома Фавна. Оригинальный размер составлял 313×582 см, но часть фрагментов не сохранилась.

В III веке н. э. Римская империя переживала глубокий политический и социально-экономический кризис. Чтобы скрыть от плебса реальное положение дел, верхние слои населения тратят огромные суммы на пиршества и внешний лоск. Мозаика получает еще более широкое применение. Роскошные термы Каракаллы, построенные в начале III века, были богато украшены мозаикой, иногда с применением позолоты.

Сначала римская мозаика складывалась из цельной гальки. Такая техника получила название «варварская». Усовершенствование обработки камней позволило использовать для изображения вырезанные ровные фрагменты камней, за счет чего картины становились все более четкими.
Известно четыре техники выполнения настенных и напольных рисунков древнеримской мозаики из обработанных камней:

  1. Opus tessellatum. Размер фрагментов более 4 мм. Крупная мозаика.
  2. Opus vermiculatum. Размер элементов картины менее 4 мм. Римская мозаика получалась более детальной и четкой.
  3. Opus sectile или Флорентийская. При данной технике используются фрагменты различного размера: как цельные камни, так и обработанные. Как правило, необработанный элемент помещали в центре, обрамляя его мелкими камнями или стеклами.
  4. Opus regulatum. Равные между собой элементы складывались в рисунок правильной геометрической формы наподобие шахматной доски.

По сравнению с цельнокаменным мощением техника opus tessellatum оставляла менее широкие швы между своими элементами. Промежутки между камнями закрашивались краской в тон фрагментам. Также использовали цветное стекло — смальту, произведенную из кремниевой кислоты и кобальта.

При технике Opus vermiculatum швы между колотыми камнями (тессерами) также подкрашивались. Картины становятся более четкими за счет уменьшения размера составляющих элементов. В такой технике сделаны сицилийские «Охотничья сцена» и «Голуби на чаше», «Обитатели морских глубин», «Всадник на тигре», «Завтрак женщины» в Помпеях.

Римская мозаика в стиле опус сектиле — более молодая техника, появившаяся благодаря стремлению сэкономить материал, создавая из камня пластины. «Плитками» и выкладывали нужное изображение. Этот метод требовал больших материальных затрат в силу своей технической сложности обработки камней. Римские мозаики в стиле опус сектиле украшали дома очень богатых господ.

Техника опус регулатум создавала геометрически правильные рисунки и использовалась для мощения дорог.

Кроме гальки, использовались также полудрагоценные камни, мрамор, известняк, щебень, стекло (смальта). Последнее вследствие дешевизны и эффектности стало наиболее распространенным материалом для выполнения изображений. Стекло использовалось при создании потолочных, настенных и напольных мозаичных картин. Эти произведения украшали храмы богов и дворцы патрициев.

Смальта изготовлялась из кобальта и кремниевой кислоты, ей придавались оттенки. Это разноцветное стекло словно светилось изнутри. Изготовление смальты обходилось дешево. А внешний вид мог имитировать драгоценные и полудрагоценные камни.

Примеры римской мозаики

На вилле Мистерий , построенной в первой половине II в. до н. э. в пригороде Помпей (реконструирована ок. 60 г. до н. э.), сохранились великолепные образцы фресковой живописи. Главное их сокровище — фриз зала Мистерий, на котором изображены фигуры высотой в человеческий рост. Объединённые в группы, 29 участников праздника, посвящённого богу Вакху, движутся в ритуальном действе. Их чёткие силуэты эффектно выделяются на ярко-красном фоне стен. Кроме мифологических персонажей перед зрителем проходят участники мистерий. Вот грациозная танцовщица с ударным инструментом в руках. Она показана в сложном танцевальном движении, золотисто-жёлтый шарф, переброшенный через плечо, прекрасно сочетается с розовато-золотистым тоном её тела. Рядом — коленопреклонённая девушка, припавшая к ногам сидящей женщины. Хотя содержание росписей, значение отдельных фигур и последовательность их движения по-прежнему таят в себе немало загадок для исследователей, мастерство их исполнения бесспорно и несомненно.
Во фресковых росписях всё чаще встречаются пейзажные зарисовки: парки, сады, портовые гавани, извилистые берега рек. С большим мастерством художникам удалось передать мир животных и птиц, жанровые и бытовые сцены. Изысканно красивы натюрморты с фруктами: мягкий свет нежно касается бархатистой поверхности персиков в стеклянной вазе. Блики солнечного света прекрасно передают хрупкость и прозрачность стекла, а тёмно-зелёные листочки причудливо изогнутой ветки контрастируют с общей композицией.
Характерной особенностью фресковых росписей является стремление разрушить существующую преграду между внутренним пространством архитектурного сооружения и окружающим внешним миром. Наглядным примером, подтверждающим эту особенность древнеримской живописи, является фреска «Весна» из города Стабий близ Помпей. Девушка, символизирующая весну, как будто плывёт по воздуху, удаляется от зрителя в глубину пространства, дышащего прохладой и свежестью. В левой руке она держит рог изобилия, а правой нежно касается цветка. Её золотисто-жёлтая накидка, каштановые волосы и розовый тон обнажённых плеч удивительным образом гармонируют с ярким зелёным фоном цветущего луга. Радость, вызванная приходом весны, тёплым весенним солнцем, благоуханием расцветающей природы, пронизывает всю живописную композицию.
Не менее знамениты и римские мозаики . Это искусство было известно ещё в Древней Греции: мозаикой греки называли изображения, посвящённые музам. Как вечны музы, так должны быть вечны и эти композиции, поэтому их писали не краской, а набирали из кусочков цветного камня, а затем из специально сваренного стекла — смальты. На них изображены странствующие актёры, обитатели морского дна, дерущиеся петухи, кошка с куропаткой в зубах. Искусство декоративного убранства дворцов и вилл знати достигло в Древнем Риме совершенства.
Хорошо известна помпеянская копия мозаики «Битва Александра Македонского с персидским царём Дарием III» . На ней запечатлён решающий момент битвы двух армий при Иссе (Северная Сирия, 333 г. до н. э.), когда царь Дарий, преследуемый Александром, обращается в бегство. На переднем плане боевая колесница Дария, который изображён в высоком головном уборе, с луком в левой руке. Его возничий нахлёстывает коней, скачущих прямо по телам раненых и убитых. Навстречу Дарию устремился бесстрашный всадник, копьём пронзающий тело противника. Это Александр Македонский — его глаза страстно горят, густые волосы беспорядочно разметались в пылу битвы, лицо исполнено энергии и решительности.
К сожалению, часть фигуры Александра утрачена. В мозаике, занимающей площадь 15м2, сложенной из полутора миллионов кубиков смальты, художник сумел выразительно и эмоционально передать индивидуальные черты главных персонажей и общую атмосферу сражения.
В IV—V вв. произошло крушение Римской империи. Рим, разрушенный и разграбленный варварами, утратил своё былое величие. Но традициям древнеримского искусства не суждено было исчезнуть: в Средние века, в эпоху Возрождения и классицизма они вдохновляли мастеров художественного творчества.

Читайте также:
Петли для металлических дверей

История и различные техники римской мозаики

Римская мозаика — художественное искусство, появившееся в Древнем Риме, являющееся смесью культуры Греции и Византии. Первоначально это были рисунки на стенах, дорожках и полах, потолках, сделанные при помощи гальки. Потом мозаичные картинки складывали из стекол. Со временем совершенствовалась обработка камней и стекол, изображения становились все четче и разборчивее. Таким образом в древнеримском государстве украшали дворцы и дома богатых людей, делали портреты людей, рисовали охоту, войну и другие картины.

История

Искусство мозаики на стенах зданий из камней римляне почерпнули у греков, практикующих этот метод украшения зданий со второго века до н. э. Расцвет этого направления пришелся на период успешных военных походов Юлия Цезаря и Октавиана Августа, когда империя богатела за счет сбора контрибуций. В древнеримское государство призывали из Греции мастеров для работы и обучения подмастерьев. Таким образом государство на Аппенинском полуострове получило наследие культуры мозаики от Эллады.

мозаика римская

Сначала рисунки были очень примитивными и состояли из геометрических фигур и линий. Ремесло мозаики постепенно совершенствовалось, и мастера научились изображать на настенных картинах с помощью камней людей и животных. Усложнялась техника мощения — рисунки становились все более сложными, менялись и совершенствовались материалы: на них изображались охота, театральные и военные действия.

Работы, выполненные в более сложных техниках, таких, как опус сектиле, были доступны состоятельным людям, в чьих домах подобным образом украшались стены, полы, потолки.

Мозаичные рисунки применялись не только для украшения жилищ, но и для предупреждений — надписей, например, о том, что в доме живет собака и охраняет его. Слова «Cave canem», означающие «Берегитесь собаки» сопровождались картинкой на дорожке к дому.

Известна выполненная в технике мозаики картина с изображением Александра Македонского и царя Дария третьего «Битва при Иссе». Она сохранилась в Помпеях в доме Фавна.

В III веке нашей эры в Римской империи разразился экономический кризис. Как ни странно, в это время искусство мозаичного рисунка получило наиболее мощное развитие, так как богатые и могущественные люди стремились скрыть наступление дефолта от простых людей. Внешний блеск римских дворцов патрициев скрывал неблагополучие экономики великой империи от плебеев.

Читайте также:
Роскошная курортная вилла с эксклюзивным интерьером

Техника и изображения

Сначала римская мозаика складывалась из цельной гальки. Такая техника получила название «варварская». Усовершенствование обработки камней позволило использовать для изображения вырезанные ровные фрагменты камней, за счет чего картины становились все более четкими.

мозаика римская

Национальный музей Бардо, Тунис. Римская мозаика. Одиссей слушает пение сирен.

Известно четыре техники выполнения настенных и напольных рисунков древнеримской мозаики из обработанных камней:

  1. Opus tessellatum. Размер фрагментов более 4 мм. Крупная мозаика.
  2. Opus vermiculatum. Размер элементов картины менее 4 мм. Римская мозаика получалась более детальной и четкой.
  3. Opus sectile или Флорентийская. При данной технике используются фрагменты различного размера: как цельные камни, так и обработанные. Как правило, необработанный элемент помещали в центре, обрамляя его мелкими камнями или стеклами.
  4. Opus regulatum. Равные между собой элементы складывались в рисунок правильной геометрической формы наподобие шахматной доски.

По сравнению с цельнокаменным мощением техника opus tessellatum оставляла менее широкие швы между своими элементами. Промежутки между камнями закрашивались краской в тон фрагментам. Также использовали цветное стекло — смальту, произведенную из кремниевой кислоты и кобальта.

При технике Opus vermiculatum швы между колотыми камнями (тессерами) также подкрашивались. Картины становятся более четкими за счет уменьшения размера составляющих элементов. В такой технике сделаны сицилийские «Охотничья сцена» и «Голуби на чаше», «Обитатели морских глубин», «Всадник на тигре», «Завтрак женщины» в Помпеях.

Римская мозаика в стиле опус сектиле — более молодая техника, появившаяся благодаря стремлению сэкономить материал, создавая из камня пластины. «Плитками» и выкладывали нужное изображение. Этот метод требовал больших материальных затрат в силу своей технической сложности обработки камней. Римские мозаики в стиле опус сектиле украшали дома очень богатых господ.

Техника опус регулатум создавала геометрически правильные рисунки и использовалась для мощения дорог.

Кроме гальки, использовались также полудрагоценные камни, мрамор, известняк, щебень, стекло (смальта). Последнее вследствие дешевизны и эффектности стало наиболее распространенным материалом для выполнения изображений. Стекло использовалось при создании потолочных, настенных и напольных мозаичных картин. Эти произведения украшали храмы богов и дворцы патрициев.

Читайте также:
Различные рабочие перчатки по доступным ценам

Смальта изготовлялась из кобальта и кремниевой кислоты, ей придавались оттенки. Это разноцветное стекло словно светилось изнутри. Изготовление смальты обходилось дешево. А внешний вид мог имитировать драгоценные и полудрагоценные камни.

Заключение

Мозаика в древнем Риме положила начало развитию керамики, но при этом осталась самостоятельным искусством, переданным потомкам. В настоящее время такой способ украшения (особенно опус сектиле) используется при отделке храмов, интерьеров квартир. Сейчас применяются более современные материалы: клей, краски.

Римская мозаика в интерьере — читаем все нюансы

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной ; проверки требуют 9 правок.

Римская моза́ика — тип мозаики, набираемый из мелких кубиков камней разных цветов либо смальты, малые размеры модулей позволяют достичь высокой точности и изящества изображения. Эта техника используется и в декоративно-прикладном искусстве, она существует со времён Древнего Рима.

Блок: 1/9 | Кол-во символов: 434
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BA%D0%B0

В чем особенность такой плитки?

Римская мозаика, в отличие от других разновидностей, создается из мелких разноцветных квадратиков камня или эмали. Благодаря тому что элементы композиции отличаются небольшим размером, удается достичь максимальной реалистичности и точности изображения.

Такая техника декоративно-прикладного искусства возникла в Древнем Риме, еще во втором веке до нашей эры. Сначала древнеримские фрески создавались из гальки и изображали примитивные сюжеты. Затем мастера стали создавать картины с военной тематикой, анималистичными и природными узорами. А чтобы разнообразить цветовую палитру, стали использовать сланец, мрамор, известь и даже полудрагоценные камни.

История

Искусство мозаики на стенах зданий из камней римляне почерпнули у греков, практикующих этот метод украшения зданий со второго века до н. э. Расцвет этого направления пришелся на период успешных военных походов Юлия Цезаря и Октавиана Августа, когда империя богатела за счет сбора контрибуций. В древнеримское государство призывали из Греции мастеров для работы и обучения подмастерьев. Таким образом государство на Аппенинском полуострове получило наследие культуры мозаики от Эллады.

мозаика римская

Сначала рисунки были очень примитивными и состояли из геометрических фигур и линий. Ремесло мозаики постепенно совершенствовалось, и мастера научились изображать на настенных картинах с помощью камней людей и животных. Усложнялась техника мощения — рисунки становились все более сложными, менялись и совершенствовались материалы: на них изображались охота, театральные и военные действия.

Работы, выполненные в более сложных техниках, таких, как опус сектиле, были доступны состоятельным людям, в чьих домах подобным образом украшались стены, полы, потолки.

Читайте также:
Плесень в душевой кабинке. Что делать?

Мозаичные рисунки применялись не только для украшения жилищ, но и для предупреждений — надписей, например, о том, что в доме живет собака и охраняет его. Слова «Cave canem», означающие «Берегитесь собаки» сопровождались картинкой на дорожке к дому.

Известна выполненная в технике мозаики картина с изображением Александра Македонского и царя Дария третьего «Битва при Иссе». Она сохранилась в Помпеях в доме Фавна.

В III веке нашей эры в Римской империи разразился экономический кризис. Как ни странно, в это время искусство мозаичного рисунка получило наиболее мощное развитие, так как богатые и могущественные люди стремились скрыть наступление дефолта от простых людей. Внешний блеск римских дворцов патрициев скрывал неблагополучие экономики великой империи от плебеев.

Для каких помещений подходит мозаика?

Данный отделочный материал имеет очень широкий спектр применения. За счет универсальности и практичности его можно смело принять как для оформления внутренних помещений (гостиных и ванных комнат, прихожих, кухонь, спален), так и для отделки фасадов домов и особняков.

Кроме того, довольно часто римскую мозаику используют для украшения каминов, бассейнов, столешниц, карнизов и т. д. Особенно эффектно выглядят полы в просторных залах, которые дополнены римской мозаикой. Не менее большое признание получили и отдельные мозаичные фрески и картины. Они используются для создания акцента в интерьере.

А если вы хотите создать действительно великолепный интерьер, то оформите потолок при помощи такой плитки. Он может быть как классическим, так и многоярусным.

Подобная техника позволит превратить ваш дом в настоящий дворец, достойный римского императора.

Флорентийская мозаика

Флорентийская мозаика — эта техника появилась в XV—XVI вв. во Флоренции. Флорентийская мозаика, в отличие от римской, выкладывается из довольно больших камней, вырезанных по рисунку, и напоминает аппликацию. При составлении флорентийской мозаики учитывается не только цвет камня, но и его природная текстура.

Мозаика во Флоренции. Пол в соборе Санта Мария дель Фьоре

Мозаика во Флоренции. Пол в соборе Санта Мария дель Фьоре

Флорентийская мозаика, как и римская, применяется как для украшения крупных архитектурных объёмов, так и для декорирования мебели, шкафов и столиков, а также предметов небольших, камерных, например, шкатулок, пудрениц или карманных часов. Поэтому при декоре небольших вещиц, кроме камня, используют перламутр, черепаховый панцирь, металл и цветное стекло.

В архитектуре также довольно часто можно встретить сочетание металла и камня, что является не только практичным, функциональным, но и очень декоративным сочетанием.

Сочетание мозаики из мрамора, латуни и метлахской плитки. Англия. Музей Альберта и Виктории

Сочетание мозаики из мрамора, латуни и метлахской плитки. Англия. Музей Альберта и Виктории

Римская мозаика

Римская мозаика — мозаика, набираемая из маленьких разноцветных кубиков полудрагоценных или поделочных камней или смальты. Малые размеры камня способствуют изяществу и высокой точности изображения. Эта техника выкладывания мозаики зародилась в Древнем Риме, а римляне, в свою очередь, переняли её от греков.

Особенное развитие искусство мозаики получило при Юлии Цезаре и Октавиане Августе, когда в Древний Рим стали стекаться большие богатства с завоёванных территорий. Первые образцы римской мозаики — довольно простые, представляющие орнаменты из геометрических фигур, датируются II в. до н.э. С развитием художественного мастерства в мозаике воплощались изображения животных и людей, и даже развёрнутые сюжетные сцены. Хотя бы одна мозаика, украшавшая пол или стены, имелась в каждом древнеримском зажиточном доме.

Флорентийская мозаика

Мозаика во Флоренции. 5 век н.э. Раскопки под собором Санта Мария дель Фьоре

Читайте также:
Сапожки крючком для начинающих с пошаговым описанием и фото

В разрушенных вулканом Помпеях были обнаружены мозаики, изображавшие собаку, иногда — дополненные словами Cave canem («Берегись собаки»). Так что наши таблички на заборах «Осторожно, злая собака!» имеют корни как минимум древнеримские. В Римской Империи подобные мозаичные таблички выкладывались перед входом в дом. Собаки изображались по-разному: с оскалом, на цепи, или свернувшаяся в клубок.

Римская мозаика Cave canem

Помпейские мозаики Cave canem

Первые мозаики набирались из гальки — из целых, не расколотых камушков. Предположительно, римская мозаика и появилась в результате развития техники галечного мощения, излюбленного напольного покрытия в Средиземноморье.

Мощение площади в Монако

Мощение площади в Монако

По сей день можно встретить огромное количество примеров галечного мощения на Лазурном берегу Франции, Италии и Испании.

Римская мозаика собирается из модулей определённого размера. Это, собственно, и отличает её от всех прочих видов мозаики. Мозаичные модули могут быть самых разных размеров: от микроскопических, меньше булавочной головки, до огромных — таких, как на фасаде кинотеатра «Октябрь» в Москве.

Фрагмент мозаики на кинотеатре «Октябрь»

Фрагмент мозаики на кинотеатре «Октябрь»

Первоначально римская мозаика делалась из камня, впоследствии была изобретена смальта. Смальта — это заглушённое, то есть непрозрачное цветное стекло, которое выплавляется в печах, затем, после остывания и затвердевания, насекается на модули необходимого размера. После появления такого замечательного материала, как смальта, римская мозаика заиграла новыми, мощными, сочными красками, стала более доступной, так как стекло, в целом, дешевле, чем натуральный камень.

Римская мозаика, из какого бы материала она ни была выполнена, укладывается на ровное подготовленное основание, на специальный клей, подобранный в соответствии с выбранным основанием, после чего швы между модулями затирают затиркой. Цвет затирки также очень важен, так как от него не меньше, чем от цвета основного рисунка, зависит общее впечатление от работы. Традиционно применяют серую или белую затирку, но можно встретить и другие цвета. Очень эффектно смотрится чёрная затирка, так как на чёрном любые другие цвета смотрятся особо сочно.

Самые знаменитые мозаики находятся в Италии в Ровенне, Венеции, Ватикане.

Фрагмент мозаики в Венеции. Собор Сан Марко

Фрагмент мозаики в Венеции. Собор Сан Марко

Византийский мозаичист 9 века - Мозаики в Айя София, Христос

Византийский мозаичист 9 века — Мозаики в Айя София, Христос

Стилистический эффект

В качестве фона выступают крупные элементы в светлой цветовой гамме. Он может быть классическим. Нередко материал имитирует однородный камень. Узоры и фигуры создают из частиц мозаики различных размеров. В зависимости от типа изображения используют дополнительные элементы для оформления контура. Посредством частиц разного размера удается создать оригинальное изображение.

Данный элемент декора может стать привлекательным акцентом. Расположите мозаику на крупной стене или полу: она не останется без внимания. Композиция придает декору элементов нарядности. Чтобы прочие декоративные элементы не отвлекали, рекомендуется оформить мозаику на открытой стене без картин и прочих предметов. Желательно сочетать мозаику с однотонным и однородным покрытием. Если вы планируете украсить пол в просторной комнате, разместите мозаику по центру.

Музеи римской мозаики

Крупнейшие современные музеи римской мозаики находятся в музеях Бардо (Тунис, 1888) и Газиантепа (Турция, 2011).

Блок: 4/9 | Кол-во символов: 136
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BA%D0%B0

Преимущества

Специалисты из сферы декорирования составили перечень достоинств использования данного тренда в современных интерьерах.

Долговечность

Фрески, созданные мастерами еще в далекие времена, сохранились до нашего времени. Современные изделия могут похвастаться долговечностью и практичностью. После укладки украшение сохранит красоту на протяжении многих десятилетий. Это лучший выбор отделки для тех, кто не любит часто менять декорирование, тратить на эту работу время и деньги.

Читайте также:
Насос застрял в скважине: как достать застрявший или упавший насос

Классика

Рисская мозаика сохранила свою актуальность на протяжении нескольких сотен лет и дошла до нашего времени. Такой декор является модным, стильным и классическим. Не зависимо от модных тенденций и изменений в сфере декора мозаика в актиническом стиле будет уместна и актуальна.

Надежность

Материалы, используемые для изготовления частиц мозаики, могут похвастаться износостойкостью, практичностью, устойчивостью к механическим нагрузкам и повреждениям. Качественная плитка сохраняет форму и фактуру достаточно долго. Она не трескается и не лопается.

Ухаживать за композицией из мозаики легко. За счет прочной текстуры материала, плотности пыль и загрязнения остаются на поверхности. Обычной влажной уборки будет вполне достаточно, чтобы очистить поверхность.

Локальный ремонт

В случае повреждения одного из элементов композиции его можно заменить новым, не демонтируя целое полотно. Такая возможность значительно сократит затраты на ремонт.

Примеры римской мозаики

Нептун, управляющий колесницей

Улисс во время своего путешествия

Любовная сцена, 1-й век н.э.

Блок: 5/9 | Кол-во символов: 161
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BA%D0%B0

Материалы

В процессе изготовления мозаики в римской тематике раньше использовали разнообразные материалы, среди которых востребованным сырьем был оникс, а также мрамор, туф. Иногда применяли морские камешки. Натуральный камень обладает особым изыском и привлекательностью. Насыщенный природный цвет понравится каждому. Иногда мастера использовали гальку, называя прием с ее использованием варварским.

В настоящее время в процессе производства современные компании используют специальные керамические составы. Такой материал обладает замечательными эксплуатационными характеристиками, он устойчив, практичен и износостоек. Частицы не боятся воды, горячего воздуха и перепада температуры. За счет специальных технологий оттенок плитки и нанесенный рисунок очаровывают четкими линиями и яркими красками.

Как наколоть мрамор для создания римской мозаики, смотрите ниже.

Литература

  • Мозаика // Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М.: Педагогика, 1983. — С. 226-228. — 416 с. — 500 000 экз.
  • Umberto Pappalardo, Rosaria Ciardiello // Griechische und römische Mosaiken. — Hirmer Verlag. — 320 с. — ISBN 978—0.
  • K. M. D. Dunbabin, Mosaics of the Greek and Roman World (1999)R. Ling, Ancient mosaics (1998)
  • B. Andreae, Römische Bildmosaiken (2003)

Блок: 8/9 | Кол-во символов: 418
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BA%D0%B0

Кол-во блоков: 21 | Общее кол-во символов: 23590
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

Мозаика Древнего Рима. Жанры

В Древнем Риме мозаику повсеместно использовали для украшения интерьеров общественных зданий и частных домов.Спрос на нее был очень высок, поэтому качество могло быть разным.

Мозаику делали из натурального камня.

. или смальты – цветного стекла.

В отличие от Древнего Египта, Междуречья и др. древних цивилизаций, в Древнем Риме, как и в Древней Греции, использовали объемно-пространственный принцип изображения.

DSC_8080

В древнеримской живописи, и мозаике в том числе, используются практически все жанры.
Самыми популярными были мифологический и бытовой жанры.

File:GiorcesBardo54.jpg

Одиссей. Мозаика из Дома Одиссея и Диониса в Дугге. III в.

Океан. Музей Антакьи

Музей Бардо, Тунис

Похищение Европы, Аквилея

Сцены повседневного быта (бытовой жанр) встречаются как в чистом виде, так и в мифологических композициях.

Рисунок3.jpg

Философы. Мозаика из Неаполитанского археологического музея. Эту мозаику можно отнести как к бытовому жанру, так и к групповому портрету.

Читайте также:
Одеяло-трансформер для малыша: как сделать своими руками?

Актеры уличного театра

Мозаики Виллы дель Казале, близ Пьяцца Армерина, Сицилия. Начало 4 в.

Спортсменки. Вилла дель-Касале, Сицилия

Мозаики Виллы дель Казале, близ Пьяцца Армерина, Сицилия. Начало 4 в.

Охота. Вилла дель-Касале, Сицилия

Фрагмент. Здесь можно увидеть прекрасный фрагмент пейзажа

Нильский пейзаж из Палестрины. Здесь бытовой жанр переплетен с пейзажем

А здесь пейзаж дополнен анималистическими персонажами. Палаццо Массимо, Рим

Исторический жанр встречается гораздо реже, но зато какое качество!

Битва при Иссе. Помпеи. Самая знаменитая римская мозаика.

Портрет Александра Македонского

Портреты часто выступают в виде аллегорий, напимер времен года. В таком варианте они несколько идеализированы.

Мозаика из Британского музея.

Встречаются портреты и очень индивидуальные и выразительные.

Археологический музей Неаполя

Археоогический музей Антальи

Натюрморт – один из популярнейших жанров.

Особенно любимы дары моря.

II век. Музей Ватикана.

Птиц и животных римские художники изображали очень часто.
Они всегда узнаваемы и очень выразительны.

Мозаика из Неаполитанского археологического музея.

Большой дворец, Константинополь

Мозаичные картины (а они, как правило, расположены на полу) часто были окружены широкой орнаментальной рамой.

Нередки были и собственно орнаментальные мозаики. Разнообразие орнаментов поражает.

Римская мозаика: актуальный тренд в современном дизайне

Руслан

Руслан

Многие направления дизайна прошлых веков возвращаются в наше время и обретают второе дыхание. Профессионалы из сферы оформления отмечают, что древнеримская мозаика обрела стремительно возрастающую популярность. Соединение небольших частиц создает уникальную и выразительную композицию. Это стильное украшение для ванной комнаты, кухни или гостиной. Прием использовать в тематических кафе, отелях и магазинах.

Характеристика

Много столетий назад мозаика являлась важной составляющей искусства древнего Рима. Этот элемент интерьера считается визитной карточной этической стилистики. Военная тематика, важные исторические события, мотивы светской и общественной жизни, орнаменты – это многое другое отражалось в композициях из мелких разноцветных частиц.

Картины из мозаики-фрески украшали стены и полы дворцов, государственных зданий. Эффектные композиции могли себе позволить зажиточные горожане. Учитывая популярность дизайнерского приема, фирмы-производители разработали множество коллекций плитки с римским узором.

Сюжеты и разнообразие

Тематикой мозаики могут быть растительные орнаменты, классические натюрморты, птицы и животные, пейзажи, бытовые сюжеты и многое другое. Не зависимо от изображения качественный декор выглядит выразительно и привлекательно. Изображения представителей фауны и флоры являются классическими и замечательно вписываются жилые и общественные помещения. Раньше особо популярной была мозаика с изображением античных богов и мифологических сюжетов.

В настоящее время такие композиции используют в декоре. Это элегантное дополнение античных стилистических направлений. Современные покупатели имеют возможность воспользоваться услугой на заказ. Мастера создадут уникальное полотно в выбранной тематике заказчика. Размеры композиции зависят от пожеланий клиента. Однако имеются определенные рекомендации: чем крупнее комната, тем больше может быть декоративное полотно.

Стилистический эффект

В качестве фона выступают крупные элементы в светлой цветовой гамме. Он может быть классическим. Нередко материал имитирует однородный камень. Узоры и фигуры создают из частиц мозаики различных размеров. В зависимости от типа изображения используют дополнительные элементы для оформления контура. Посредством частиц разного размера удается создать оригинальное изображение.

Данный элемент декора может стать привлекательным акцентом. Расположите мозаику на крупной стене или полу: она не останется без внимания. Композиция придает декору элементов нарядности. Чтобы прочие декоративные элементы не отвлекали, рекомендуется оформить мозаику на открытой стене без картин и прочих предметов. Желательно сочетать мозаику с однотонным и однородным покрытием. Если вы планируете украсить пол в просторной комнате, разместите мозаику по центру.

Читайте также:
Обзор низкорослых бордюрных многолетних растений

Сфера применения

За счет современных технологий и инновационных материалов появилась возможность использовать данный стилистический прием в различных помещениях и их локациях.

Профессиональные декораторы составили перечень комнат, где римская мозаика будет смотреться гармонично и эффектно, это:

  • кухня;
  • столовая;
  • ванная;
  • гостиная;
  • сауна или парная;
  • фасад здания (внешняя отделка).

При помощи мозаики можно выразительно и стильно оформить такие зоны и элементы, как:

  • камины;
  • ступени лестниц;
  • чаши бассейнов.

Торговые марки, занимающимся производством данной продукции, нередко получают заказы на изготовление коллекций и композиций для декорирования каминных залов, просторных гостиных с высоким потолком. Профессиональные дизайнеры продолжают экспериментировать с цветами и формами, создавая уникальные и оригинальные полотна.

Преимущества

Специалисты из сферы декорирования составили перечень достоинств использования данного тренда в современных интерьерах.

Долговечность

Фрески, созданные мастерами еще в далекие времена, сохранились до нашего времени. Современные изделия могут похвастаться долговечностью и практичностью. После укладки украшение сохранит красоту на протяжении многих десятилетий. Это лучший выбор отделки для тех, кто не любит часто менять декорирование, тратить на эту работу время и деньги.

Классика

Рисская мозаика сохранила свою актуальность на протяжении нескольких сотен лет и дошла до нашего времени. Такой декор является модным, стильным и классическим. Не зависимо от модных тенденций и изменений в сфере декора мозаика в актиническом стиле будет уместна и актуальна.

Надежность

Материалы, используемые для изготовления частиц мозаики, могут похвастаться износостойкостью, практичностью, устойчивостью к механическим нагрузкам и повреждениям. Качественная плитка сохраняет форму и фактуру достаточно долго. Она не трескается и не лопается.

Ухаживать за композицией из мозаики легко. За счет прочной текстуры материала, плотности пыль и загрязнения остаются на поверхности. Обычной влажной уборки будет вполне достаточно, чтобы очистить поверхность.

Локальный ремонт

В случае повреждения одного из элементов композиции его можно заменить новым, не демонтируя целое полотно. Такая возможность значительно сократит затраты на ремонт.

Приемы выполнения

С помощью разных техник мастера укладывают настенные и напольные рисунки в древнеримской тематике.

  • Opus tessellatum. Это крупная и фактурная мозаика. Размеры частиц обычно составляют более 4 мм. Такой прием часто используют для декорирования мозаикой общественных заведений и крупных комнат.
  • Opus vermiculatum. Более деликатный и аккуратный вариант. Каждый элемент составляет менее 4 мм. Тэта техника подходит для дательных изображений.
  • Opus sectile. Данную технику называют флорентийской. Специалисты используют частички различных размеров для создания выразительных композиций. Мастера сочетают частички стекла, грубый и необработанный камень. Камень помещают в центр композиции, обрамляя его более мелкими частицами из других материалов.
  • Opus regulatum. Техника создания лаконичных рисунков, которые складывают из геометрических фигур. Частички равны между собой по размеру и форме.

Материалы

В процессе изготовления мозаики в римской тематике раньше использовали разнообразные материалы, среди которых востребованным сырьем был оникс, а также мрамор, туф. Иногда применяли морские камешки. Натуральный камень обладает особым изыском и привлекательностью. Насыщенный природный цвет понравится каждому. Иногда мастера использовали гальку, называя прием с ее использованием варварским.

В настоящее время в процессе производства современные компании используют специальные керамические составы. Такой материал обладает замечательными эксплуатационными характеристиками, он устойчив, практичен и износостоек. Частицы не боятся воды, горячего воздуха и перепада температуры. За счет специальных технологий оттенок плитки и нанесенный рисунок очаровывают четкими линиями и яркими красками.

Читайте также:
Расчет стоимости материалов для ремонта в квартире

История и техника римской мозаики

Римская мозаика — искусство, без которого сложно представить Древний Рим. С тех времен оно неизменно развивалось и дошло до наших времен. Мозаикой не только украшали дома древних римлян, но еще и делали с помощью этой яркой техники картины.

История возникновения

Первое упоминание о мозаике датируется II в. до н. э. В Древнем Риме она была символом богатства и процветания. Этот вид искусства Рим позаимствовал у Византии. Жители приглашали греческих мастеров, чтобы те обучали мозаичному искусству. Сначала это были небольшие геометрические фигуры. Но завоевания Цезаря и Октавиана Августа дали толчок развитию направления в искусстве. Это обусловлено тем, что из покоренных стран привозили большие богатства. Цезарь безумно любил мозаику. Он даже приказывал выстилать ею пол во время походов. Позже стали украшать также потолки, стены домов.

Римская мозаика

Интересный факт! В настоящее время у многих перед домом висит табличка: «Осторожно: злая собака». В Древнем Риме у некоторых людей на дорожке перед домом было изображение собаки из мозаики как предупреждение.

Некоторые картины дошли до наших дней. Так что можно увидеть, как выглядели те или иные исторические личности. Такая долговечность объясняется двумя факторами:

  • использованием в создании качественных природных материалов;
  • картина создавалась сразу в том месте, где ее планировали поставить.

Интересно и само создание изображения. Сначала предполагаемое место максимально выравнивали и делали наброски будущего рисунка. Затем покрывали слоем известняка и вставляли камешки.

При создании плиточки клали не ровными рядами, а полукругами. Это обеспечивало бо́льшую естественность.

Изображения создавались быстро, потому что главный мастер работал не один. Ему помогали ученики и подчиненные. Знаток и ас закладывал основные элементы, а остальные делали фон.

Некоторые картины были очень большими. Изображать на них могли что угодно:

  • людей;
  • животных;
  • гладиаторские бои;
  • богов;
  • охоту;
  • гонки на колесницах.

В III в. н. э. в стране произошел кризис. Но высшие слои населения перед плебеями хотели создать видимость благополучия. Они часто устраивали пиры с изобилием яств и напитков. И мозаику эта показная роскошь не обошла стороной. Во времена кризиса она еще больше развивалась.

После падения Древнего Рима мозаичное искусство получило вторую жизнь в Византийской империи.

Техника выполнения

Сначала произведения выполнялись из цельной гальки. Это были довольно крупные камни. Развитие их обработки дало новые перспективы. В мозаичном искусстве стали использовать камни поменьше. Изображения благодаря этому получались более четкими. Мозаичная техника разделилась на несколько направлений:

  1. Opus tessellatum. Крупная мозаика. Применялись камни больше 4 мм.
  2. Opus vermiculatum. Маленькие кусочки (меньше 4 мм).
  3. Opus sectile. Используются камни разных размеров.
  4. Opus regulatum. Фрагменты выкладывались в прямые ряды.

Кроме того, применение маленьких кусочков позволило сократить расстояния между ними. Эти промежутки закрашивались в тон картине.

Позже стали применять и другие материалы: мрамор, стекло, известняк, полудрагоценные камни. Но не все могли себе это позволить. Поэтому многие мастера продолжали использовать гальку. Самым доступным и дешевым из новых материалов была смальта (стекло).

Некоторые богачи могли заказывать работы со вставками драгоценных камней.

Сейчас мозаикой украшают храмы, интерьеры домов. Только используют для этого современные материалы. Мозаичное искусство не устаревает и, по всей видимости, уступать другим техникам не собирается.

Ссылка на основную публикацию